Мария Лебедева: Быть музой – унизительно

Фото: tverlife.ru
Она знает, зачем мальчик идет за дикой уткой, кто живет в «Доме, в котором…» и как долго еще мы будем читать романы.

Премия за критику Выпускница ТвГУ, кандидат филологических наук Мария Лебедева свободно ориентируется в огромном мире современной (и не очень) литературы. Молодого критика уже заметили такие маститые коллеги, как Лев Данилкин, который номинировал Марию на престижную Национальную премию для молодых литераторов в конкурсе «Русское слово» –победителей объявят 17 ноября. А накануне этого события она рассказала «ТЖ», что для нее главное в литературе и в жизни.

– Мария, кому и зачем сегодня нужна литературная критика? Современные авторы в большинстве своем в себе уверены, порой даже слишком самоуверенны, а читатели, по большому счету, сами выстраивают книжную карту…

– Критик... Представляется что-то из «Мастера и Маргариты» – чиновники от культуры, ругающие таланты на деньги налогоплательщиков. Литературный критик – не тот, кто критикует литературу. Сейчас это человек, который может объяснить прочитанное. Многие люди не хотят читать бездумно: им необходимо понимать. Это сложно без специальных знаний, и тогда помогает аналитическая критика. Другая проблема – навигация в огромном количестве новых книг. Тут уже нужны рекомендации – пояснить, кому какая книга пригодится, чего от нее ждать. Что же до «слишком самоуверенных» авторов... Мое дело – читатели, а с авторами пусть издатели и редакторы общаются.

– На мой взгляд, хороший критик должен держать в уме едва ли не весь мировой литературный процесс. Как за ним угнаться, если в сутках всего 24 часа?

– Литература в разных странах развивается по-разному. Недавно мне написала женщина, которая занимается испанской литературой, просила прислать полный текст диссертации со словами «у моих испанцев начались тенденции, о которых Вы говорили». А писала-то я про отечественный процесс. Да, лучше бы знать, что там, в англоязычном мире, но вовсе необязательно сильно вникать в особенности, допустим, современной восточной литературы, если занимаешься русской и пишешь о романе, в котором нет ни слова о японских писателях. Для общего развития – да, для хорошей критики – не всегда. Полезно знать и историю литературы, и теорию, и культурологию. И если бы я стала интересоваться книгами внезапно, то прежде получила бы базовые гуманитарные знания. Потому что как понять того же Пелевина, если ты не слышал о буддизме? Довольно поверхностно получится.

– Есть ли у литературы временные границы? Что такое современная литература – то, что сейчас читается, обсуждается, или то, что сейчас издается?

– О, любимый вопрос! У меня на защите допытывались «Шекспир – современная литература?». Конечно, с прискорбием сообщила, что Шекспир давно почил. Ну, вдруг автор вопроса не в курсе. Конечно же, современная литература – это то, что сейчас пишется и сразу издается, это четкие временные границы, критик – всегда современник писателя. Я работаю с книгами, которые вот-вот выйдут в издательствах, и для меня книга пятилетней давности уже старая.

– Мария, как определить, хорошая рецензия на книгу или не очень, или плохая? И кто вообще это определяет?

– Читатель. Если он прочел рецензию и понял, что книга дает, или на какой вопрос отвечает, или ее место в литературном процессе – это хорошая рецензия. Если при этом ему понравилось читать и он даже слышал голос автора – это уже классная рецензия. Как-то писала про поэта и прозаика Лену Элтанг, и потом показали (на тот момент у меня не было аккаунта на фейсбуке), что она репостнула мой текст с каким-то хорошим комментарием, типа «наконец-то хоть кто-то меня понял» или что-то в этом роде. И было круто – как будто Лена оставила зашифрованное послание, а я его дешифровала для других.

– Какие они – ваш любимый читатель и ваш любимый писатель?

– Вообще не представляю ни любимых читателей, ни ненавистных – никаких. Чтобы знать своего читателя, надо быть более публичной: инициировать дискуссии в соцсетях, лекции читать. Я этого не делаю, потому что не особенно люблю общаться с незнакомцами. Тем страннее было, когда не так давно ко мне на мероприятии подошла девушка со словами «А я читаю вас на сайте литературного журнала «Прочтение». Я сделала вид, что, мол, о,кей, обычное дело, но вообще-то слегка удивилась – что, серьезно, кто-то читает? Читателям спасибо, конечно, но для меня они не менее ирреальны, чем писатели. Реален только текст. Любимый писатель навсегда – Хорхе Луис Борхес. Или речь о современных? Есть книги, которые очень нравятся. В этом году это «Памяти памяти» Марии Степановой – даже немного неловко в этом признаваться, ее и так хвалили все кому не лень. Но что тут поделаешь, если хвалят заслуженно.

– Как читателю встретиться с хорошими книгами? И где?

– Сейчас же очень много всяких порталов – вроде «Горького», «Лиtеrrатуры», про несовременную сделали «Полку» или обзоров на неспециализированных сайтах – тут, конечно, речь о «Медузе». Кому-то больше подойдет LiveLib, такой аналог «Кинопоиска» в книжном мире, где читатели сами друг другу советуют. Информации полно на самом деле, и это хорошо.

– Чем литературный критик отличается от книжного обозревателя? Или второе – это просто стремление снять с себя ответственность за сказанное?

– Думаю, количеством аналитики: обозреватель больше про «что это», а критик – «почему это так». А вообще, во многом схожие понятия. Я, кстати, обозначена как книжный обозреватель на «Прочтении», а где-то обо мне говорят как о критике. Но мне все равно, как меня называют: в детстве на танцах полгода звали Дашей. Я отзывалась, ведь быть собой от этого не перестала.

– Ваше эссе о книге Ираклия Квирикадзе «Мальчик, идущий за дикой уткой» принесло победу в конкурсе и дало право войти в состав жюри «Студенческого Букера» (вы были его председателем). Начинается эта книга так: «Посвящается той, кто гналась за мной и моей ленью с кухонным ножом. Кто привязывал авторучку к моей правой руке: «Пиши!». Той, кто хлестала меня по щекам, когда я кричал: «Я не Фолкнер, не Маркес!». Посвящается моей жене Тамаре». А вы могли бы написать кому-нибудь похожее посвящение?

– Речь о том, вдохновляет ли кто-то меня? Типа музы? Быть музой – унизительно. Обычно под этим подразумевают, что, мол, она (чаще это женщина) всю себя ему посвятила, растворилась в гении, терпела его заморочки и тащила на себе весь быт, а он – молодец такой – посвящение ей написал. Не уверена, что даже наследие Льва Толстого стоит поломанной жизни его жены. Был бы другой Лев Толстой, искусство само назначает творцов. Я не хочу, чтобы у меня была муза. А чтобы кто-то заставлял работать – так это и вовсе странно. Другое дело – есть ли у меня люди, без которых я бы не видела смысла продолжать существование? Да, есть.

– Первая любовь бывает и к книге. У вас она какая?

– Мое первое воспоминание вообще – это какая-то огромная (или кажущаяся таковой) книга на столе. Я к ней тянусь, вижу строки, не понимаю ровным счетом ничего, это раздражает, и, кажется, начинаю в голос реветь. То, что умею читать, внезапно обнаружилось года в три – значит, это было еще раньше. Если было. Может, и сон. Не знаю.

– С какими литературными героями вы хотели бы встретиться за чашкой кофе? И о чем поговорить?

– Мне хватает их в книгах, пусть там и остаются. Вообще, за чашечкой кофе я хочу встречаться и говорить лишь с теми, кто мне дорог, а это вполне себе реальные люди.

– Год назад вы стали кандидатом наук. Ваша диссертация посвящена сверхмалым текстам в литературе. Как-то сказали, что они становятся все популярнее. А традиционные формы в будущем сохранятся? Или романам приходит конец?

– Точнее, два года будет 14 февраля (милая дата для защиты, не правда ли?). Да, мир изменился, и тексты это отражают, сжимаются, приспосабливаясь к размеру поста. Но литературный процесс – такой живой организм, вот ты вроде и знаешь, как он себя поведет, а он неожиданно тебя удивляет. Это как с лучшим другом, которого изучила вдоль и поперек, а тот вдруг взял и что-то невероятное вытворил. Допустим, все шло к максимальной редукции, обостренной сюжетности, а потом вдруг – оп! – и читатели обожают нелогичный, запутанный и, главное, довольно объемный «Дом, в котором...» Мариам Петросян. Он не очень новый, я привела его в пример, потому что это великолепная книга. Никуда не денутся романы, были, есть и будут.

– Что человеку (он же писатель, он же критик) нужно для счастья?

– Те, кого ты любишь, и хорошая книга.

Подробную версию интервью читайте на нашем сайте tverlife.ru.


Досье «ТЖ»

Мария Лебедева, кандидат филологических наук, литературный критик. Окончила филфак ТвГУ, магистратуру по направлению «Культурология».
Дважды (в 2014 и 2015 годах) входила в шорт-лист национального конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру», в 2016-м – в лонг-лист международной литературной детской премии Владислава Крапивина.
Председатель жюри «Студенческого Букера-2016».
В этом же году получила президентскую премию за исследование микрожанров.
В 2018-м прошла обучение на курсах «Школа культурной журналистики» по направлению «Литературная критика» (кураторы – Галина Юзефович и Михаил Берг).
Финалист Национальной премии для молодых литераторов в конкурсе «Русское слово-2018».
Работает в пресс-службе кадастровой палаты по Тверской области и областной библиотеке имени Горького. Автор: Татьяна СМЕЛКОВА

Последние новости Тверской области по теме:
Мария Лебедева: Быть музой – унизительно

Мария Лебедева: Быть музой – унизительно - Тверская жизнь
Мария Лебедева: Быть музой – унизительно - Тверь
Она знает, зачем мальчик идет за дикой уткой, кто живет в «Доме, в котором…» и как долго еще мы будем читать романы.
15:06 08.11.2018 Тверская жизнь
- Тверь
27-летняя выпускница ТвГУ претендует на престижную Национальную премию для молодых литераторов в конкурсе «Русское слово» - победителей объявят 17 ноября на Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
16:27 07.11.2018 Тверская жизнь
 
По теме
 
 
9 ноября в Тверской областной картинной галерее состоялась музейно-театральная программа «Записки охотника» - Тверская областная картинная галерея 9 ноября в Тверском императорском дворце прошла очередная встреча в рамках цикла музейно-театральных вечеров Тверской областной картинной галереи.
12.11.2018
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности - Тверская епархия 7 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в пленарном заседании Всероссийского съезда учителей русской словесности,
12.11.2018
 
В ходе проверки почты с использованием специализированного оборудования в одном из сортировочных центров Московского региона специалисты службы безопасности Почты России выявили почтовые отправления с оружием.
11.11.2018 Кимры Сегодня
УГНАЛИ ИЗ-ПОД ОКНА Всего два часа находился без присмотра ВАЗ-2131 около дома в одной из пригородных деревень, расположенных на трассе Кимры-Дубна.
11.11.2018 Кимры Сегодня
ПРОПАЛИ ДЕНЬГИ Жительница Кимрского района, работающая в Московском регионе, обнаружила, что при невыясненных обстоятельствах с ее банковской карты было списано более 60 тыс.
10.11.2018 Кимры Сегодня
«Пролетарские» песни учат жить в мире - Тверская жизнь В Твери есть музыкальная группа с интригующим названием «НАША». Это дуэт, в котором два солиста и музыканта – Станислав Назимов и Владимир Шамбуров.
12.11.2018 Тверская жизнь
9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. К юбилею великого русского писателя в Старицкой библиотеке открылась интерактивная выставка «Наедине с Тургеневым».
12.11.2018 Газета Старицкий Вестник
Уважаемые старичане! 14 ноября в 11.00 часов в читальном зале Старицкой библиотеки откроется онлайн-приемная Уполномоченного по правам человека в Тверской области «Вопросы диспансеризации населения».
12.11.2018 Газета Старицкий Вестник
× Сегодня тысячи людей по всей России занимаются парашютным спортом. Российские команды входят в число лучших в мире, а спортсмены ставят мировые рекорды.
12.11.2018 Газета Мой Край
Традиционный праздник бега состоялся в Кимрах в прошлую субботу 26 мая. Много лет он стартует от памятника выдающемуся авиаконструктору, кимряку Андрею Николаевичу Туполеву, и финишируют спортсмены там же.
11.11.2018 Кимры Сегодня
12 ноября в Ржевском районе Тверской области состоялось открытие закладного камня на месте, где будет установлен Мемориал советскому солдату.
12.11.2018 Правительство области