Покровские гастроли

Покровские гастроли
Фото: otveri.info

В Твери с гастролями побывал «Театр на Покровке». Два дня подряд в Тверском академическом театре драмы выступал коллектив, основа репертуара которого – как раз классика. Автору сих строк не только выпала возможность посетить спектакли, но и представилась честь подискутировать с главным режиссёром гастролирующего театра на встрече с прессой.


Вот уже третий год «Театром на Покровке» руководит Геннадий Шапошников, преемник покойного Сергея Арцибашева. Главная задача, которую поставил для себя художник – сохранить постановки, созданные основателем театра.
Как отмечает Геннадий Викторович, даже если что-то из приёмов предыдущего творца ему непонятно, всё равно это достойно того, чтобы остаться в первоначальном виде. «Зёрна смысла» помогают не терять те, кто работал лично с Сергеем Николаевичем.

Спектакль «Женитьба» по пьесе Н.В. Гоголя увидел свет в 1996 году и спустя больше двух десятилетий является знаковым для «Покровки». Режиссёр и актёры говорят о нём как о «празднике на сцене».

«А чой-то ты во фраке?»

Согласно крылатой фразе – темнота друг молодёжи. Ну, или молодых людей, которые собрались жениться. При этом атмосфера полумрака в этом произведении скрывает морщины тех, кто намерился примерить роль жениха.

Сюжет пьесы крутится вокруг сватовства «солидных» господ к молодой купеческой дочке, которая замечталась выйти за дворянина. Среди потенциальных мужей – экзекутор, отставной пехотный офицер, гостинодворец, моряк, надворный советник. Согласно гоголевской идее, не столь важно, кто окажется в роли суженого.

Через личность Подколёсина, который а-ля Обломов сидит у себя в кабинете да покрикивает на слугу, узнаём – что за народ нынче пошёл. Сергей Ищенко своей игрой удивительно точно передаёт характер этого рохли – мечтательная белозубая улыбка, распушённые волосы, тёплые нотки в голосе. Актёр изображает такую растерянность в глазах, оказываясь наедине с дамой, что ему невозможно не верить. Даже крепостной разговаривает с ним вполоборота, через губу.

Как отмечает один из исследователей творчества Гоголя, в «Женитьбе» «выведена целая галерея «серых, томительно-скучных и глупых» действующих лиц, которых Гоголь нещадно высмеивает. Владимир Щербаков, да простит меня исполнитель, в роли экзекутора с фамилией Яичница очень органичен – даже в плане «причёски» – этакий Шалтая-Болтай. Временами актёр комично приседает, будто в фильме «Кин-дза-дза», тем самым демонстрируя свою природу – одни и те же заученные действия.

Весь этот рой сватающихся, от юнца с ленточкой до отставного вояки, кружится, а иногда в прямом смысле облепляет главную даму Агафью Тихоновну в исполнении заслуженной артистки России Натальи Гребёнкиной. А она мечется и чуть ли не отшатывается от каждого посетителя дома.

Великий русский писатель создавал пьесу в течение десяти лет, переделывая и оттачивая материал. Интерпретировав его замысел, Сергей Арцибашев, сделал акцент не столько на «положениях» героев, сколько на их нравах.

Музыкальное оформление, основанное на романсах, на мой взгляд, не совсем точно отражает настроение. Прекрасно исполненные артистами грустные песни под аккомпанемент гитары, к примеру, «Молчи, грусть, молчи», кажется, лучше подошли бы для более трагических вещей.

Адский Чацкий

И это не ирония. Андрей Сумцов, исполняющий главную партию в спектакле «Горе от ума» берёт всем – от яркой внешности, идеально подходящей дворянину-вольнодумцу – аккуратно зачёсанные волосы, идеальная выбритость, безупречный костюм, поджатые временами в размышлениях губы и… пронзительный взгляд до звучного голоса, уверенных жестов и упора на базаровскую аскетичность в образе мыслей.

«Горе от ума» в вариации Театра на Покровке чётко следует за поэтическим текстом А.С. Грибоедова. Нынешний режиссёр Геннадий Шапошников пристально следит за тем, чтобы лицедеи не нарушали поэтический размер. При этом ритм выверен так, что артисты буквально подхватывают друг друга.

На площадке почти ничто не отвлекает от разгорающихся страстей. Из декораций фактически присутствует только диван. Окна с шикарными рамами, колонны и другие приметы богатой квартиры XIX века изображены на полотне, закрывающем выгородку. В моём понимании, это замечательно дополняет портрет столицы, где за видимой роскошью не скрывается ничего.

Спектакль частично выполнен в карнавальной стилистике – московское общество, собираясь на бал к Фамусову, показывает своё истинное лицо. Вот князь Тугоуховский с повязкой пирата, вот Наталья Горич в костюме лисы, а её супруг – в облачении петуха и т.д. Здесь «вороны» разносят вести, а «пёс» носится и старается всем угодить, ко всем подлизаться.

И единственный, кто забывает о маскарадном одеянии – полковник Скалозуб. Впрочем, ему оно и не нужно. Сергей Ищенко эффектным приёмом «скалящейся» улыбки подчёркивает натуру солдафона. Артист и говорит коротко, отрывисто, будто докладывая на плацу.

Главным оппонентом Чацкого из фамусовского болота выглядит всё-таки Молчалин. Сергей Загребнев всей психофизикой передаёт повадки человека мерзкого и трусливого – лёгкая сутулость, походка чуть ли не на полусогнутых, противная, слегка жеманная улыбка. В одном явлении на артисте яркого цвета костюм, который, благодаря мастерству исполнителя, делает его обладателя абсолютно незаметным.

Возвращаясь к Андрею Сумцову, который только второй сезон играет Чацкого. Его естественность существования так впечатляет, что на протяжении всего представления только и думаешь: «Вот же оно, образцовое воплощение дворянина широких взглядов!»

«Кому-то – кот, кому-то – мельница…»

Геннадий Шапошников, выступающий главным режиссёром Театра на Покровке с 2015 года, продолжает традиции, заложенные создателем этого храма Мельпомены Сергеем Арцибашевым. Принцип: не ломать то, что работает.
В ответе на вопрос о сотрудничестве с Тверским академическим театром драмы сразу обозначил, что не ставит цели никого удивлять, его метод, согласующийся с традициями русского психологического театра, заключается в том, чтобы «прочесть» замысел автора.

Основной упор в репертуаре москвичей сделан на русскую классику. «Всё современное, как правило, отдаёт скандалом. Может, я ошибаюсь… Я взрослый мальчик, мне эпатировать ни к чему», – отмечает Геннадий Шапошников.

Если обозначать по пунктам творческую позицию автора: абсурд жизни сильнее жанра абсурда; классика всегда актуальна, ей не нужно «осовременивание» (перенос действия в другую эпоху, изменение языковой стилистики, эксперименты в костюмах и декорациях и т.д.); важно помочь выстроить диалог между драматургом и зрителем.

Допущения в сценографии, к примеру, в «Вишнёвом саде», как объясняет театральный деятель, и так присутствуют – минимум мебели, реквизита, будто люди ещё не успели распаковать вещи.

Основная установка, которую дал себе Геннадий Викторович – сохранить и укрепить команду профессионалов, собранную за долгие годы в «Театре на Покровке». При этом молодые дарования, проходя суровый отбор, также пополняют ряды труппы.

Уже следующей осенью, если всё пойдёт по плану, мы сможем увидеть работу столичного режиссёра на тверской сцене. И, перефразируя цитату, хочется воскликнуть: «Боже! И все поэты — вот так!..»

Текст - Степан КАМЕНЕВ. Фото - Театр на Покровке

 
По теме
Фото: Карина Пожогина/РИА Верхневолжье В Музее Победы подвели итоги детского музыкального проекта «Главные детские песни 4.0», открытого для молодых певцов и вокальных групп.
Масленица-2024 В рамках общегородского праздника Центральная библиотека представила программу "Гуляй душа, Масленица пришла".
В Удомле открыли детскую поликлинику, отремонтированную при поддержке Росатома - Лесной вестник × Программа по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи реализуется во всех «атомных» городах в рамках совместного проекта Росатома и ФМБА После масштабной реконструкции в городе-спутнике Калинин
Лесной вестник
СТИХиЯ прошлась по «Андрюшино» - Газета Старицкий Вестник Участники творческого объединения СТИХиЯ и старичане-активисты увидели, что же такое «Музей, в котором можно жить» — а именно так звучит девиз этого поселения, а, точнее гостиничного этнографического комплекса «Андрюшино»,
Газета Старицкий Вестник