Фото: tverlife.ru
Выставка в Твери – часть большого художественного и просветительского проекта, который Максим Наумов придумал к 190-летию со дня рождения своего любимого писателя. Кроме живописных, графических и скульптурных работ в него входят также анимационный фильм и кукольный спектакль. В проекте оказались задействованы художники, дизайнеры, артисты, театральные режиссеры, студенты факультета технологий, инжиниринга и дизайна Вятского государственного университета. Они были заняты в спектакле, который называется так же, как и выставка. И эскизы к нему, а также подробное описание процесса создания кукол можно увидеть в тверской экспозиции. Это, надо сказать, не просто описание. Это, если угодно, практически инструкция: сначала образ, потом эскиз, далее механизм, выкройка, следом загрунтованная заготовка, фактура и костюм. На выставке эту постановку, а также мультипликационный фильм «Салтыкиада» можно увидеть на специальных мультимедийных показах.
Одна из работ Максима Наумова посвящена встрече Салтыкова и Щедрина. На вернисаже заведующая музеем писателя в Твери Ольга Железнова объяснила, что существуют три версии происхождения псевдонима. По первой, у Салтыковых были крепостные крестьяне с фамилией Щедрин. Согласно второй версии, которой придерживается художник, Салтыков в Вятке встретил старца Щедрина. Другую историю рассказывает сын писателя Константин, он говорит о том, что псевдоним посоветовала взять Салтыкову его супруга Елизавета Аполлоновна, обратившая внимание мужа на его щедрость в смысле сатиры.
Как бы то ни было, но Максим Наумов рассказывает нам вятскую историю: Салтыков был сослан в город в 1848 году за публикацию повести «Запутанное дело» и провел там семь лет. Николай Щедрин появился в 1856 году, когда в журнале «Русский вестник» печатались «Губернские очерки», и там Николай Иваныч Щедрин и рассказчик, и литературная маска, которую использует Салтыков. Потом он подписывал свои произведения собственной фамилией, а в скобках указывал: Щедрин. Негласная же форма Салтыков-Щедрин была узаконена в год смерти писателя, когда большая часть некрологов была посвящена именно Салтыкову-Щедрину.
Значительная часть экспозиции посвящена иллюстрациям к «Истории одного города» и серии «Беседы с градоначальниками».
– Роман, неоднократно иллюстрированный другими художниками, Наумов увидел сквозь призму портретных черт современников Салтыкова – исторических лиц, которые в той или иной мере могли послужить прототипами его персонажей, – говорит доктор филологических наук, профессор Московского госуниверситета им. Косыгина Евгения Строганова. – Художник не только пользуется комментариями Бориса Эйхенбаума, но и делает собственные портретные предположения, например, изобразив черты знаменитой кавалерист-девицы Надежды Дуровой в облике щедринского дю Шарио…
По мнению Максима Наумова, замысел «Истории одного города» возник у Салтыкова именно в Вятке. «Идея романа зарождалась еще здесь», – сказал художник в одном из интервью. На выставке вспоминали о другом. О том, что Салтыков, назначенный тверским вице-губернатором, в июне 1860 года приехал в Тверь и поселился в каменном особняке на углу Рыбацкой улицы и Пивоварского переулка. Сейчас в этом доме располагается музей писателя, на котором, по мнению Тургенева, держалась вся русская литература. Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
Источник: Тверская жизнь
29.11.2018 12:42