От рисунка к поэзии
Все гости тверского Дома поэзии помнят, с каким воодушевлением и удовольствием Дементьев рассказывал о Тарханах и всегда подчеркивал универсальность гения поэта, обладавшего незаурядным талантом художника, бывшего хорошим музыкантом, математиком, шахматистом. По свидетельству троюродного брата поэта Акима Шан-Гирея, он был «счастливо одарен способностями к искусствам» и уже в детстве «рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины». На самом деле склонность Лермонтова к рисованию отмечают многие его современники, которые замечают также, что всю жизнь поэт стремился совершенствовать свое мастерство. Живописные полотна, акварели-рисунки, автолитографии – он пробовал себя в разных жанрах и техниках и добился потрясающего успеха.– Мы были поражены тем, как Лермонтов владел маслом и карандашом и как много он написал, – отмечает директор музея-заповедника «Тарханы» Тамара Мельникова, рассказывая о том, что к 200-летию со дня рождения поэта музей выпустил несколько альбомов с его опытами в изобразительном искусстве.
– Он вообще много всего сделал! И это при том, что фактически Лермонтов не имел дома. Его у него не было: он то служил, то его отправляли на Кавказ. Однако он успевал создавать удивительно талантливые вещи… А получалось, знаете, как? Некогда написать, но есть под рукой карандашик, и Михаил Юрьевич тут же зарисовывал, чтобы не забыть увиденное. Как строился лермонтовский творческий процесс? Сначала рисунок, а потом стихотворное произведение. Очень много таких зарисовок в «Герое нашего времени». Поэт Лермонтов был гениальный, а художник – талантливейший! И если бы не было его 13 живописных работ, 450 рисунков, 17 акварелей, то, может быть, многие из его стихов, которые мы теперь знаем, вообще не были бы написаны.
Действительно, к большинству живописных и графических работ можно подобрать строчки из произведений великого поэта, и почти всегда, как заметили исследователи, Лермонтов-художник опережал Лермонтова-поэта. Вот, например, рисунок «Эпизод сражения при Валерике 1 июня 1840 года». Он посвящен бою, о котором Лермонтов сообщал, что это было дело «довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду». В стихотворении же «Валерик» поэт пишет:
…жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
– и таким образом выражает свое отношение к войне.
О даровании Лермонтова-рисовальщика вспоминали едва ли не все знакомые поэта. Так, его близкий друг Святослав Раевский свидетельствовал: «Соображения Лермонтова сменялись с необычайною быстротой, и, как бы ни была глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко, и я бывал свидетелем. Как во время размышлений противника его в шахматной игре Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтического пера быстрыми очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиогномий и т.п.».
Себя как в зеркале я вижу
Почетное место в экспозиции и среди акварельных работ Лермонтова занимает его хорошо известный автопортрет. В 1837 году, находясь в ссылке, поэт изобразил себя в мундире Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече и шашка. Овальная форма портрета, манера накладывать кистью небольшие мазки, техника исполнения – все это характерно для традиции русского акварельного портрета 1830-х годов. Автопортрет считается одним из самых лучших изображений поэта (даже несмотря на то, что руки написаны явно неудачно) – недаром он подарил его Вареньке Лопухиной в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию.Лермонтов довольно часто писал портреты и сам становился моделью для художников, которые всегда изображали его разным. «Как будто бы на этих работах не один и тот же человек», – говорит Тамара Мельникова.
– Вероятно, происходило это потому, что Лермонтов был натурой очень богатой, очень эмоциональной, артистичной. Автопортрет для меня – это настоящий Лермонтов. На нем он такой, каким он сам себя представлял. Ведь он лучше, чем кто-либо, знал себя… Поэтому у него такие печальные глаза, в которых читается глубокая мысль, очень строгое выражение лица … Как писал о нем Тургенев, у него были очень нежные, почти детские губы, что делало его похожим на ребенка. То есть Лермонтов увидел в себе все это и оказался перед нами таким, – рассказывает Тамара Михайловна.
Надо сказать, что юбиляр нынешнего года – Тургенев – видел поэта дважды. Во время первой встречи на Лермонтове, как вспоминал писатель, был мундир лейб-гвардии гусарского полка. Он был без перчаток и сабли. Но больше всего Тургенева поразило даже не это, а другое: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз».
Пою тебя, Кавказ
«Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей», – писала поэтесса Евдокия Ростопчина. Талант Лермонтова в полной мере раскрылся во время первой ссылки, да и почти все лучшее, что он создал, связано с Кавказом, который поэт одним из первых начал изображать в духе романтизма. Многочисленные рисунки стали материалом для живописных работ, которые писались в Гродненском полку. Исследователи говорят, что ценность этих полотен состоит в их документальности. К этому музейщики из Тархан добавляют: их с полным правом можно назвать также и историческими, поскольку в картинах отразились и редкой красоты природа, и история Грузии, и ее культура, и самобытность населяемых страну народов. Лермонтов нередко вносит в пейзаж элементы бытового жанра, и тогда он воспринимается как композиция, рассказывающая о тревожных кавказских буднях.Как бы то ни было, но все работы, которые теперь представлены в Доме поэзии, суть «подлинные куски зрительных впечатлений». Они овеяны духом гениальности и таят в себе «какую-то, только им присущую, гамму красок». Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
Источник: Тверская жизнь
19.11.2018 12:55