Сказка без героя

Фото: www.tverlife.ru
Якоб (Александр Крайнов) чувствует себя изгоем в родном городе
  • 2 фото Фото: Ильдар Аюпов

     В Тверском театре юного зрителя сыграли премьерный спектакль «Карлик Нос» в постановке режиссера из Петербурга Евгения Зимина, который сделал инсценировку известнейшей сказки Вильгельма Гауфа. Историю превращения мальчика Якоба в карлика, а самой сказки – в мюзикл наблюдал коррес­пондент «ТЖ».

    В театре возможно все – и приключения, и превращения, и перемещения во времени. Так и декорации «Карлика Носа» (художник Вера Курицина) переносят зрителя в некий, немецкий, естественно, городок с пряничными домиками, в которых оби­тают ничем вроде бы не примечательные люди, живущие главным образом тем, что обслуживают двор гурмана­герцога (Александр Евдокимов). Жизнь здесь течет своим чередом – торговка овощами продает капусту и зелень, а цирюльник стрижет волосы. Любое иное проявление жизни оценивается как событие, о котором долго говорят, потому что посудачить, по сути, горожанам не о чем. Именно поэтому все так ждут появления Управляющего кухней Герцога (Михаил Хомченко) – он и провизии купит, и последние дворцовые сплетни расскажет.
    Обращение театра юного зрителя, с большим вниманием относящегося ко всякого рода сценическим экспериментам, к «Карлику Носу» вроде бы никакими особыми коннотациями не окрашено – мало ли сказок? Однако из истории про мальчика Якоба, превращенного колдуньей в мерзкого карлика, от которого шарахаются люди, театр делает не просто сказку, но сказку музыкальную (композитор Василий Тонковидов). Все герои поют, причем все партии написаны специально для постановки и отражают основные сюжетные повороты. И музыкальные сцены – лучшие в спектакле. Другим «манком» для зрителей становятся обещанные авторами превращения. Действительно, каким образом на сцене мальчишка сделается уродцем?.. Режиссер в данном случае велосипеда не изобретает: после того как колдунья Крейтервейс (Татьяна Романова) меняет облик главного героя, то вручает ему куклу, которая и должна говорить о метаморфозах, произошедших со внешностью героя. Кукла эта в такой же, какую носит Якоб, одежде, только с горбом и большим носом, постоянно находится при нем. Собственно, она и есть Якоб: qui pro quo, при этом на сцене одновременно присутствует и исполнитель этой роли Александр Крайнов, который поднимает кук­лу вверх и говорит за нее.
    Герой таким образом явлен в двух ипостасях, но на пользу спектаклю это вряд ли идет. Все дело в том, что Якоб, ставший поваром у Герцога и получивший при дворе, как и вся дворцовая челядь, прозвище – Карлик Нос, стоит в центре всех событий, вокруг него вертится действие, мотором которого он является. Однако в спектакле Евгения Зимина главной движущей силой выступает не молодой герой, а другие персонажи, так что получается: короля играет свита, и она в самом деле хороша. Прием удвоения личностей режиссер применяет и в другом случае – в представлении дочери волшебника Ваттербока Мими, превращенной колдуньей Крейтервейс в гусыню, которую Карлик Нос покупает на рынке для жаркого. Мими (Наталья Бульканова) в человеческом обличье носит на руках куклу птицы и управляет ею. Смотрится это несколько искусственно. Динамика достигается другим путем – танцевальными номерами, поставленными Джоном Шенгелия, опять же песнями и ростовыми куклами, персонажами волшебного мира. Они слабо рифмуются с куклами, изображающими главных героев, поэтому эффект, к которому приводит их появление на сцене, один – это красиво и сказочно, это значит, что все, кто попадает в пространство колдуньи, лишаются своего настоящего лица, и, чтобы вернуть его, трубуется приложить немало усилий. Некоторым и вовсе это сделать не суждено.
    Оппозиция героя и толпы, разрабатываемая в литературе романтизма, в том числе и Гауфом, намечена в спектакле: Якоб, ставший карликом, не узнан, отвергнут родными, гоним, осмеян незнакомыми. Он находится на грани отчаяния, и только случай и приобретенное за время пребывания у колдуньи поварское мастерство помогают герою снять заклятье и с самого себя, и с Мими. К этому нужно добавить, конечно, еще и доброе сердце, которым наделил мальчика немецкий романтик Гауф. В постановке толпа предстает огромной силой, противостоящей герою, но сопротивляться ей он практически не может. Порой Александр Крайнов не знает, что делать с куклой, и эти сцены «провисают», а когда «неживые» персонажи остаются на сцене без своих провожатых, возникает ощущение, что действие остановилось и дальше никуда не пойдет. Отсутствие в спектакле ясно выраженного главного персонажа компенсируется общей направленностью постановки, в которой все­таки звучит мысль о том, что внешняя красота не имеет большого значения, и доброе сердце, внимание и любовь к людям, отзывчивость и сострадание оказываются гораздо важнее миловидного лица. Только для того, чтобы понять это, сорванцу Якобу, посмеявшемуся над колдуньей, пришлось стать Карликом Носом.
     
    По теме
     
    Конаковский детский образцовый театр «Теремок» выступил в Кремле - Администрация Конаковского района Выступление прошло в рамках концерта-посвящения поэту Андрею Дементьеву. 15 ноября в Кремлевском Государственном Дворце прошел концерт-посвящение поэту Андрею Дементьеву.
    20.11.2018
    В Твери покажут видеозапись спектакля «Салтыкиада или как Салтыков Щедрина повстречал» - Караван С 21 ноября в лекционном зале Тверского музейно-выставочного центра стартует серия видеопоказов спектакля «Салтыкиада или как Салтыков Щедрина повстречал» по пьесе вятского художника Максима Наумова.
    20.11.2018
    По факту безвестного исчезновения несовершеннолетней жительницы города Бежецка проводится проверка - Следственный комитет Бежецким межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тверской области проводится доследственная проверка по факту исчезновения местной жительницы 2004 года рождения,
    20.11.2018 Следственный комитет
    По факту безвестного исчезновения несовершеннолетнего жителя города Бежецка Тверской области проводится доследственная проверка - Следственный комитет 19 ноября 2018 года в следственный отдел регионального Следственного комитета России поступило сообщение об исчезновении 15-летнего мальчика,
    19.11.2018 Следственный комитет
    День доброты ребята отметили вместе с книгой - Газета Старицкий Вестник 13 ноября отмечается Всемирный день доброты. Каждый человек хочет, чтобы в его жизни были добрые, отзывчивые друзья, согревающие сердце слова и радующие душу поступки.
    20.11.2018 Газета Старицкий Вестник
    Западнодвинец Станислав ПАВЛОВ работает художником-оформителем в Межпоселенческом культурно-досуговом центре.
    19.11.2018 Газета Авангард
    В эти осенние дни отмечает свое 15-летие старицкое творческое объединение «СТИХиЯ».
    18.11.2018 Газета Старицкий Вестник
    Тренировка для тела и ума - Газета Старицкий Вестник С 22 октября по 14 ноября в Старицкой средней школе проходили соревнования по баскетболу среди учащихся 8-11 классов.
    20.11.2018 Газета Старицкий Вестник
    Нажмите для предварительного просмотра изображения - Быль Нового Ржева Мировое шахматное первенство вновь проходит без нас Мировое шахматное первенство вновь проходит без нас.
    20.11.2018 Быль Нового Ржева
    Традиционно в середине ноября старицкие бегуны открывают легкоатлетический сезон в помещении, выезжая в Рязань на Всероссийские соревнования.
    19.11.2018 Газета Старицкий Вестник
    Тренер-преподаватель специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва «Юность» из Торжка Николай Савин удостоен государственной награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
    20.11.2018 Караван
    6 ноября Старицким районным судом двое граждан Республики Узбекистан С.Холиков и А.Косимов привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.
    20.11.2018 Газета Старицкий Вестник
    Обращаем ваше внимание, что контролируемые перерывы в электроснабжении потребителей Тверской области - вынужденная мера,
    20.11.2018 Администрация района