Эту свою любимую песню мать Марфа пела, провожая меня из Глебовой пустыни. «Слава Богу за все, и за скорбь, и за радость…»
… Первый раз в Глебовой обители я побывала четыре года назад, когда она только начинала восстанавливаться после 75-летней разрухи. С Матушкой Феофилактой, настоятельницей обители, мы долго общались, гуляли по саду Святой Богородицы. Матушка рассказывала о своих мечтах и планах. А когда я уезжала, она сказала: «Ты обязательно сюда будешь возвращаться…»
И я возвращаюсь. Просто тянет в этот намоленный уголок нашей земли. Тем более, в этот раз был повод: две супружеские пары из Москвы и из Старицы принесли в редакцию, как было написано в записочке, «посильное пожертвование на нужды храма» и просили передать монахиням Глебовой пустыни. А постоянная читательница нашей газеты уже не раз просила рассказать о том, как идет восстановление Богоявленского храма, обители в целом, и как живут там матушки.
А действительно, как? Ведь матушка Феофилакта с сестрами теперь большую часть времени проводят в Казанском женском монастыре в Вышнем Волочке. Она игуменья этого монастыря. А в Глебовой пустыни осталось всего три монахини.
…Обитель меня встретила звоном колокола. Мать Варнава собирала всех на обед.
— Территория большая – и где найдешь каждого… — пояснила мне мать Марфа. – А так все знают – колокол зазвенел, значит, завтрак, он бывает примерно в одиннадцать часов, или обед – в четыре часа. Мы едим два раза в день, а еще чай пьем.
Перед трапезой, как всегда, молитва. Монастырская еда простая, но вкусная. Уха, которой меня угостили, была отменная. Монахини оттрапезничали быстро. Я не успела несколько строк в блокнот записать и уху доесть, как они встали, помолились и пошли к выходу.
— Света, ты чайку-то попей, а нам идти надо, дел много, — посоветовала мне Марфа.
Какой уж тут чаек. За монахинями я еле успевала. Мать Марфа корову доит, которая только вчера отелилась, красавца бычка принесла. Мать Фекла поросятам корм раскладывает, а сами поросята – и белые, и черные — на выпасе гуляют. Мать Варнава по кухне хлопочет, и козы в ее подчинении. А еще овцы, куры, одиннадцать собак и почти тридцать кошек и котят. И всех накормить и обиходить надо.
Кстати, котята здесь очень красивые: и рыжие, и пестрые, и черные, и пушистые, и не очень… Если кому-то нужно, отдадут любого, на выбор.
По хозяйству монахиням помогает Сергей. Его мать Феофилакта из Вышнего Волочка для подмоги прислала. Сам он из Великого Новгорода. О себе рассказывать не любит. Единственное, что сказал: «Жизнь потрепала. Пришел к вере, к Богу. Они и помогают мне жить».
…Я ходила по Глебовой пустыни и не переставала удивляться: как успевают обиходить ее три монахини, самой молодой – 76 лет. Кроме четырех дойных коров, коз, других животных и птиц, еще и огромные теплицы, где растут помидоры, баклажаны, перцы, огурцы… Монахини встают в четыре-пять часов утра, а ложатся глубокой ночью. И при такой нагрузке никаких жалоб, никакого уныния. Мать Марфа улыбается: «Три к носу и все пройдет. Ныть Господу неугодно. За все надо Господа благодарить, иначе ничего хорошего тебе не будет».
У трех монахинь судьба сложилась по разному. Мать Марфа всю жизнь работала дояркой где-то под Оренбургом. Мать Варнава – штукатур-маляр. Мать Фекла по профессии – строитель, она строила Братскую ГЭС, аэропорт Домодедово. В Глебову пустынь их привела вера и любовь к Богу. В этом они нашли смысл жизни.
О помощи монахини не просили, но помощь им очень нужна – кто может – деньгами, кто может – трудом. Все примут с благодарностью.
От посещения Глебовой пустыни, от общения с мудрыми, трудолюбивыми людьми на душе становится светлее и спокойнее. И понимаешь ценность слов: «Слава Богу за все…»
Желающим совершить пожертвования: