День летнего солнцестояния отметили тверские эстонцы

День летнего солнцестояния отметили тверские эстонцы
Фото: tverlife.ru
«Янов день», который на эстонский манер называют «Яани пяэв» – день летнего солнцестояния – тверские эстонцы отметили в далеком сибирском селе Березовка. В ночь на 24 июня там прошел национальный праздник эстонцев, в котором выступил семейный ансамбль «Ыунаке», что в переводе – «Яблочко». Этот творческий коллектив – визитная карточка тверской общественной организации «Эстонская община».

В этом году  празднование «Янова дня»  в Березовке  прошло  в 28-й раз. За эти годы он стал брендом не только Березовки Первомайского района, но и всей Томской области.  «Творческие коллективы ежегодно демонстрируют здесь все грани культурного многообразия эстонцев», – считают в Департаменте по культуре и туризму Томской области. Сам же  праздник  включен в Топ-200 лучших событийных проектов России и ему присвоен статус «Национальное событие 2018».

«Янов день» не случайно проходит ежегодно именно в Первомайском районе.  В 19  в.  в  Сибирь ехали, в основном, ссыльные, в т.ч. эстонские крестьяне -  участники  антикрепостнических выступлений,  а в конце века поехали и добровольцы – переселенцы, особенно когда начали строить Транссибирскую магистраль.  Выходцы из северной Эстонии селились преимущественно в  Томской губернии .

Впервые группа эстонских и финских крестьян сёл волости Яланка Ямбургского  уезда  Санкт-Петербургской губернии  была выслана на вечное поселение в  Сибирь  в 1803 году за участие в восстании против местного барона фон  Унгерн Штернберга, подданного российского императора. В 1803 и 1804 году строились первые дома хутора - будущего поселения, которое в учётных документах  Томской губернии  именовалось как хутор Рыжково. Большинство жителей в Причулымье оказались эстонцами. Они  именовали свою таёжную, богом забытую деревеньку по-своему: Касакюла   -  от  эстонского Kasekula, Берёзовая деревня.  Первые добровольные эстонские переселенцы стали прибывать в Томскую губернию во времена  Столыпинской  реформы в конце XIX века. В 1902 году эстонцами — переселенцами из Вильяндинского  уезда Тартусской  губернии на месте бывшего хутора  Касакюла  официально была образована деревня Берёзовка. 

Так  на правом берегу Чулыма  появилась «Березовская деревня» (ныне село Березовка), где живут и ежегодно празднуют  «Яани пяэв»  потомки тех, еще царских времен, переселенцев.

В этой деревне к сохранению традиций эстонцы до сих пор относятся  очень бережно. Сейчас в деревне проживают  около 100 эстонцев, а это примерно 1/3 жителей деревни.  Они  пытаются сохранять  свою культуру и  язык.  Село Березовка  верна хуторским традициям. Село очень просторное. Все дома в селе  стоят  как отдельные  хутора. Забор  от  забора  – далеко. Дворы просторные – в них  умещаются и сарай,  и гараж, и  полянка  с цветами. Сзади дома  -  огород

В Березовке «яблочки»  жили у свекрови  Богенс  Людмилы Карловны  –  руководителя местного Дома культуры,  одного из организаторов праздника. Домик сибирской эстонки был именно эстонским:  беленые стены,  беленый потолок,  минимум мебели,  расшитое покрывало на кроватях,  на подушках -  очень красивая вышивка. Места  в доме  мало,  посередине домика  -  глинобитная печка, которой отапливается весь дом – все, как было когда-то. С дороги тверским гостям хозяйка натопила баньку, которая, как и у нас, расположилась за домиком.

Сама же эстонка оказалась очень общительной и приветливой бабушкой. Она очень  дружелюбно встретила тверских гостей, было  очень приятно  находиться в ее домике,  который будто переносит  в 19 век, в жизнь эстонцев, переселившихся  в Сибирь  более 100 лет назад. С  ней очень приятно  было  разговаривать. На русском языке, но с эстонским акцентом. А вот    со своими родными и близкими  бабушка-эстонка  разговаривает  и  на эстонском и русском.  Интересно,  что со своей дочерью свекровь Людмилы Карловны  разговаривает на эстонском языке,  а вот сыну она говорит на эстонском  – а он ей  отвечает  по-русски.

В Березовке есть очень интересное место – праздничная  поляна.  Это как раз то место, где  березовские  эстонцы ежегодно устраивают «Янову ночь».  Когда  «яблочки»  приехали на эту поляну, она их  поразила. Там устроен еще один кусочек Эстонии. Главное здание – рига. Рига  -  это домик,  который поделен  на две части, со сквозным входом посередине. Откуда  можно  попасть в одну половину жилую  или    перейти  в половину хозяйственную. Рядом с ригой -  живописный большой ров,  через который перекинут мостик,  весь увешанный цветами и фонариками  -  вечером  очень красиво! У риги - плетень,  колодец - журавль, качели, на которых по эстонским традициям Яновой ночи могут  кататься  по 15 человек. Неподалеку еще  два домика, где в дальнейшем  планируют  принимать высоких  гостей.

На этой поляне и развернулся праздник, ради которого тверские эстонцы пролетели  и проехали 6,5 тысяч километров.

«Янов день» национальный эстонский праздник, в Эстонии это нерабочий день. «Янов день» - день  летнего солнцестояния, самый  длинный день  и самая короткая ночь в году. Этим праздником  эстонцы  отмечают окончание весенней посевной. Переезд за тысячи километров от Родины  и соседство  с другой культурой не помешали  березовским  эстонцам сохранить традицию празднования Янова дня. Более того, соседи-русские сами изменили свои привычки из-за праздника. Например, в Янов день у эстонцев  всегда  был выходной — не пахали поля, не выводили скот,  а русские тоже не выводили скот, так как знали — пастух отдыхает.

Янов день традиционно отмечается на природе.  Торжества в честь праздника начинались вечером и продолжались всю ночь, завершаясь встречей восходящего солнца. Считалось, что в Иванову ночь нельзя ложиться спать до самого рассвета, тогда весь год будет удачным.  Кульминация  праздника  -  большой праздничный костер, вокруг которого  водят хоровод. Разжигание костров, возможно, — главная традиция Янова дня. С давних времен люди верили в то, что огонь способен защитить от злых сил.  Древние эстонцы  считали, что огонь имеет очищающую силу, в нем сгорает все плохое, грязное и отжившее. Костер  символизирует победу света над тьмой и  призван «помочь» Солнцу одолеть верхушку неба.  Поэтому  костер  старались сделать как можно больше, чтобы огонь был  ближе  к солнцу, которое он сможет поприветствовать утром.

Ну и, конечно, в Янов день поют и танцуют. Эстонские песни и эстонская музыка – это лейтмотив тверского  ансамбля «Ыунаке».  Инна  Берестенко-Эунап  – преподаватель Детской школы искусств имени А.А.Андреева и член региональной организации «Эстонская община», рассказывает, что к  народному гулянию в Березовке «Яблочки» подготовили специальную программу. В нее вошли попурри эстонских песен, произведения композиторов этой республики Балтии. Эстония – морская страна, поэтому «яблочки» исполнили песни Раймонда  Валгре  «Сааремааский  вальс» и «В прибрежном колхозе». Это было также посвящением организатору этого семейного ансамбля Александру  Эунапу, потомку этнических эстонцев. Его предки жили на берегу Чудского озера, а потом и в Сибири. Услышав эту фамилию, любой эстонец сразу поймет, что она – «обрусевшая  Ыунапуу», что означает – яблоня. Год назад 58-летний  Эунап  ушел из жизни. Но его семейный ансамбль – лауреат тверского областного фестиваля национальных культур «Венок дружбы», которым Александр руководил 16 лет, – продолжает жить. 

Репертуар  ансамбля  порадовал  и  сибирских эстонцев.  Очень было приятно, когда после выступления местные жители  сказали:  всё, что исполняли «Яблочки», оказалось им очень близко, потому что многие песни и мелодии они знают с детства и для них это все очень знакомо и любимо. Удивительно было и то, что своих музыкантов – эстонцев в Березовке нет, танцуют и поют они под фонограмму, так что тверские эстонские музыканты были на празднике, как нельзя, кстати.  Изумил сибирских эстонцев и эстонский народный инструмент  торупилли  – эстонская волынка, на котором виртуозно играет  эстонские народные мелодии Михаил  Эунап.  А вот белая красавица – лошадь, которая  участвовала в обряде опахивания поля,  испугалась звуков  торупилли  и очень упрямилась. Обряд опахивания поля ежегодно проводится в Березовке на  Янов день–  это древняя славянская охранительная традиция, удивительно, что ее практикует финно-угорский народ. Каждый год в  Березовке выбирают двух почетных жителей села, которые проводят  лошадь  перед полем. Вот эта лошадь и не признала  торупили.

Стоит вспомнить, что этот этнический музыкальный инструмент эстонская община приобрела для своего семейного ансамбля на средства гранта Правительства Тверской области.

Поездка  «Ыунаке» в Томск имела свою предысторию.  Молодые тверские музыканты и преподаватели  Михаил  Эунап  и Наталья Берестенко,  члены «Эстонской общины», были приглашены в Красноярск на празднование Столетия эстонской республики, где впервые встретились представители эстонских диаспор со всей России. Все участники за два дня подружились, и Мише и Наташе поступило предложение поучаствовать в празднике «Янов День» в селе Березовка, Первомайского района Томской области.  Приглашающая сторона  и, прежде всего, Кузнецова Наталья Александровна, руководитель  Управления по развитию культуры, спорта, молодежной политики и туризма  Первомайского района Томской области - тот человек, который пригласил  тверичей, сделали  все от них зависящее, чтобы  тверские эстонцы участвовали  в празднике сибирских эстонцев: купили билеты, обеспечили проживание, вкусно кормили, предоставили музыкальные инструменты, которые сложно было везти самолетом.  Особенно поразила виолончель  – ее  дали  «яблочкам» из  симфонического  оркестра. Виолончелист Михаил Эунап знает цену виолончели и был счастлив,  что  ему  предоставили профессиональный и очень хороший инструмент!

Праздник удался.

Масштабы концертной программы тоже были впечатляющие –  участвовал  представители 5 регионов из Тверской, Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, а также муниципалитетов Томской области.  В этом году ведущие концерта представляли каждую участвующую в концерте  нацию-эстонцы, украинцы, белорусы, русские, поляки.  Сам концерт был построен на преданиях народов, которые в красках и с действом рассказывали ведущие, а экран на сцене, освещение и  подобраная  фоновая музыка полностью переносила зрителей в мир сказок. Так что главная идея тверской эстонской общины – эстонские нотки тверской мелодии! – реализуется и в Сибири, 

Эстонцев представлял коллектив села Березовка, «Ыунаке»  и ансамбль из  Новосибирской области. Можно сказать, что это  тоже семейный ансамбль  - только  степень родства  у них шире – троюродные сестры, племянницы, тети…Это люди,  которые живут в  одной деревне, вместе  поют и выступают. Эстонцы села  Березовка  во главе с Людмилой  Карловной – и взрослые, и  дети  –  танцуют  эстонские танцы под руководством  Абнер  Алены  Станиславовны, поют. А вот  Коот  Лариса Эдгаровна, которая ведёт урок  истории,  написала исследование по творчеству эстонцев в Сибири и собрала  очень интересные материалы  у бабушек - песни, обычаи, воспоминания о праздниках, о быте…

Концерт  был  разделен на  три части,  между которыми были действа  Янова  дня:    ели, пили пиво, перетягивали канат, прыгали в мешках, пели песни, качались на больших деревянных качелях,  запускали  зажженные колеса,  зажигали огромный костер, танцевали  и  водили хоровод вокруг костра,  собирали росу и травы,  которые по поверьям обладают в эту ночь волшебными силами,  плели  купальские венки  и  пускали  их  в пруду  (причем, для того, чтобы венки поплыли – устанавливали помпу),  искали волшебный цветок папоротника,  который, согласно поверью,  зацветает раз в году, именно в эту ночь. Тот, кто его сорвет, становится прозорливым, будет понимать язык животных, видеть спрятанные клады, сможет принимать любой облик. 

Тверских гостей очень порадовало и приятно удивило многое,  из  увиденного  в Томской области.

Развитием культуры и туризма  занимается Заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию  Кнорр  Андрей Филиппович. Такое, казалось бы,  необычное взаимодействие - сельское хозяйство и культура - на самом деле оказалось уникальным сочетанием!  По дороге в Березовку показывали то новую свиноферму, то - конюшню, то  - бычки, а дальше - птицы…. А еще рассказали про молодого предпринимателя, который решил завести страусов и  двух верблюдов. Сейчас    животных  приучают не бояться  людей, чтобы в будущем на них можно было катать детей. Все культурные мероприятия сопровождаются выставками народного хозяйства, прикладного творчества: можно что-то купить, посмотреть концерт и отдохнуть. И на такие мероприятия съезжаются со всех ближайших районов! И больше половины - молодежь. А сколько торговых палаток стояло на  праздничной  поляне  в Березовке! Глаза разбегались! А какие ароматы… Вяленая оленина, сало, копченое мясо, березовый сок, и, даже, березовый квас! Женщина, у которой сыр, мясо и пиво были по эстонским рецептам,  рассказывала своим покупателям, что эти рецепты  передавались в семье из поколения в поколение, от бабушки к маме, и вот теперь она этим занимается. Шкатулки из дерева, украшения для волос, вязаные игрушки, изделия из камней, «птицы счастья» …

Первое,  что поразило тверичей  в  Первомайской  музыкальной школе –  на третьем месте среди  композиторов висел портрет Василия Васильевича Андреева. Надо сказать,  что очень редко  его  портрет  можно увидеть в музыкальных школах. В тверской детской школе искусств им. В.В. Андреева, откуда родом эстонский семейный ансамбль «Ыунаке»,  стоит бюст Андреева  потому,  что школа носит  его имя. А  в  других школах обычно  висит «набор» композиторов-классиков и увидеть воочию портрет Андреева, да еще и в далекой Сибири, было очень приятно и  очень неожиданно.  Спасибо директору школы Богдановой Наталье Борисовне – она поддерживает национальные  тверские  культуры. Но спасибо и сибирским эстонцам – они ценят нашего великого земляка  Василия Васильевича Андреева!

Даже в школьной столовой, где  тверичей  очень вкусно кормили, чувствовалась Эстония, с ее желанием украсить свой быт  и сделать  красивым каждый миг  жизни.

Напротив школы - Дом культуры,  где есть эстонские костюмы. Это было очень важно  для тверских музыкантов.  И  парочку  старинных  аутентичных костюмов все же удалось увидеть. Но в основном, как и в Твери, -  самостоятельно  сшитые  современные концертные  костюмы. 

Поездкой «Яблочки»  очень довольны. От праздника остались самые приятные впечатления, как глоток свежего воздуха, необходимые творческим людям. Благодаря замечательным впечатлениям от праздника, родилось много новых идей… Тверской музыканты  вышли за рамки Твери,  Тверской области,  Москвы, Эстонии. Теперь  их  уже знают  даже в Сибири. 

Тверские и сибирские эстонцы    говорили о том, как было бы хорошо всем вместе выступить, продолжать общение и контакты.  Конечно, очень хотелось бы, что бы «Ыунаке» пригласили и на следующий год.  Надо сказать, что у организаторов праздника есть такой принцип -  каждый год  они приглашают разных  исполнителей. Или могут пригласить прежних,  но  если у них к этому времени будет новый репертуар для концерта. 

Ну что же,  у «Яблочка» еще есть каннели, они также были приобретены на средства гранта Правительства Тверской области.

По старинным эстонским поверьям, в Иванову ночь каждый человек должен побывать у костра, а того, кто ослушается, целый год будет преследовать лень.

Нам это не грозит.  В планах «Эстонской общины» в августе отправить «яблочек» в Тарту в рамках празднования 100-летия Эстонской республики. 



 
По теме
28 марта Детский музейный центр Тверского краеведческого музея принял участие в семинаре по организации работы инклюзивной творческой мастерской.
Фото: Правительство Тверской области 28 марта на заседании Правительства Тверской области , которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
28 марта на заседании Правительства Тверской области, которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
27 марта Сотрудники Отдела природы Тверского государственного объедиенного музея Константин Макаров и Татьяна Палкова приняли участие в работе в составе жюри областного конкурса творческих работ,
Беседу "История создания Летнего сада" для участниц кружка "Надежда" при КЦСОН Западнодвинского округа провели сотрудники Центральной библиотеки.
В Твери сгорела баня - ТИА 28 марта утром, около 11:30 поступило сообщение о возгорании в бане на территории частного домовладения на улице Эрнста Тельмана.
ТИА
Гастроэнтенторология.jpg - ТГМУ 27 марта 2024 года в Тверском государственном медицинском университете в онлайн-формате состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Чернинские чтения: актуальные вопросы практической гастроэнтерологии».
ТГМУ
В Тверском институте (филиале) АНО ВО МГЭУ состоялся цикл бесед со студентами и сотрудниками о мерах профилактики COVID-19 - Тверской филиал МГЭУ  Заведующий медицинским кабинетом Ольга Владимировна Немирова провела беседы со студентами и сотрудниками по актуализации знаний о причинах возникновения заболевания, основных и редких симптомах,
Тверской филиал МГЭУ
Общество Михаила Тверского отметило 30-летие - Газета Вся Тверь 28 марта в областной библиотеке им. Горького состоялось торжественное собрание, посвященное 30-летию начала деятельности общественной организации «Общество князя Тверского и Великого князя Всея Руси Михаила Ярославича».
Газета Вся Тверь