Встреча с интересным человеком – иногда тягостная, но неизбежная составляющая журналистской профессии. У «Ленинского знамени» появилась возможность познакомиться с легендой отечественного медийного цеха – главным редактором «Вечерней Москвы» Александром Куприяновым. Мы не могли упустить такую возможность и удовлетворили свое профессиональное любопытство.
Встреча с Куприяновым прошла под гостеприимной сенью филологического факультета ТвГУ. В первой половине дня благодаря союзу издателей ГИПП и Верхневолжской ассоциации периодической печати для представителей «районок» были организованы мастер-классы по рекламе, капитализации сайтов и организации работы медиа-холдинга. Специалисты «Вечерней Москвы» подробно и доброжелательно объясняли, как нам обустроить районные газеты, но большая часть этих рекомендаций в суровых условиях Тверской области неприменима. Что-то полезное мы, безусловно, почерпнули, но возможности столичного медиахолдинга с шестью газетами, сетевым вещанием и порталом городских новостей несопоставимы со скромным потенциалом муниципальных изданий. В районных газетах не хватает IT-специалистов, а те, что есть, подчас приступают к элементарному модерированию сайта, чувствуя себя первопроходцами глубокого космоса. А «Вечерняя Москва» выпускается под патронажем и частично на деньги столичного правительства и может себе позволить распространять одно из своих изданий в метрополитене бесплатно (!) тиражом 270 000 экземпляров. С философической улыбкой на устах и грустными вздохами от услышанного и увиденного, журналисты-районщики переместились в аудиторию, куда должна была прибыть легенда.
Александр Иванович – человек эпохальный. Он и писатель, он и журналист, он и медиа-эксперт, признанный российским и мировым сообществом. Пунктирно по биографии: Куприянов начинал собкором «Комсомольской правды» по Дальнему Востоку в далеком 1981 году, дорос до ответственного секретаря, работал и стажировался в Англии и Америке. С 1994 года всегда что-то возглавлял: начал с таблоида – «Экспресс-газеты», где разворотами публиковались легко одетые женщины с пониженной социальной ответственностью. Потом был шеф-редактором «Известий», главным редактором «Столичной вечерней газеты», «Родной газеты», главой «Издательского дома Куприянова», радиостанции «Комсомольская правда FM». Венцом карьеры стало руководство «Вечерней Москвой».
Лекцию Куприянов читал вдохновенно, сердца студентов и особенно студенток покорил. Слушатели постарше частично были очарованы, некоторые разочарованы. Вот несколько куприяновских постулатов:
«Самое сложное в жизни – сделать выбор».
«Самая удобная вещь в мире – оружие, оно является продолжением руки человека».
«Бумажная газета не умрет никогда, потому что человек всегда возвращается в детство, к тактильным ощущениям».
«Заголовки в газете никто не читает, но они – знак качества работы журналиста».
«Люди мыслят шаблонно. Попробуйте поставить любое слово на месте пропущенного в предложении СНЕГ …. ПОД НОГАМИ. Скрипит, хрустит, тает – это штампы, шаблоны. А надо, например, – картавит!».
« Мы – собянинцы. Как газетчики должны строить отношения с властью, я знаю, но это – тема платной лекции».
«У меня дом в Тверской области. Мечтаю построить библиотеку с отдельным входом и выдавать книги студентам. Где дом? Не скажу!».
«Какая у меня зарплата – умолчу, чтобы вы не расстраивались. Оклад журналистов «Вечерки» – 30000 рублей, гонорары – от 20 до 100 и более тысяч».
И так далее и тому подобное. В заключение хотелось бы коснуться литературного творчества этого мудрого человека. Я не поленился почитать на сайте Александра Ивановича отрывок из романа «Не мой день». Аннотация завораживала и влекла: «Главные герои повествования – учитель-словесник, глухонемая рыжеволосая красавица-бандитка, известный голливудский актер… Читателю предстоит узнать, куда вывела судьба простого учителя словесности…». Действительно, любопытно – куда же.
И отрывок с лихвой оправдал надежды, которые я на него возлагал:
«Итак, некто Бэ Карлов, поэт-матерщинник, известный в Интернете под ником Карлуша, поздней ночью позвонил своему литературному агенту:
– Ты, кажется, спишь, Купер?
Перехожу, как и обещал в прологе, на более удобную в романе форму повествования. То есть буду писать о себе отстраненно, используя третью форму первого лица».
Вот сразу видно учителя словесности!
Собственно, все. На работу в «Вечернюю Москву» меня явно не возьмут.
Николай Серов
Сергей Алексеев