Тверской художник Андрей Савельев показывает природу как она есть

Тверской художник Андрей Савельев показывает природу как она есть
Тверской художник Андрей Савельев показывает природу как она есть
Тверской художник Андрей Савельев показывает природу как она есть
Тверской художник Андрей Савельев показывает природу как она есть
Фото: tverlife.ru
Искусствоведы и рядовые посетители вернисажей признаются, что работы Андрея Савельева очень часто можно видеть на коллективных выставках, и они сразу же обращают на себя внимание своей целостностью, нетривиальной трактовкой сюжета и разработкой мотива. Однако даже несколько произведений в составе крупной экспозиции, к сожалению, не дают хоть сколько-нибудь полного представления о творчестве художника. Хочется большего, но живописец предоставляет зрителю такую возможность не так часто.

Пейзажа легкое дыхание Нынешняя выставка Андрея Савельева, открывшаяся в Галерее пейзажа имени Ефрема Зверькова, носит название «Пространство пейзажа». И это один из редких, но всегда этапных для художника показов. Нельзя сказать, что он принадлежит к тому типу мастеров, которые прячутся за дверями собственной студии, где идет напряженный творческий процесс, и не хотят делиться его результатами.

Известный художник и писатель Остин Клеон, кажется, про них как раз и говорил, что важен не результат, а процесс. Для Савельева это утверждение не релевантно: он, напротив, готов поделиться своими новыми работами, но тщательно выбирает материал для показа, особенно когда речь идет о персональной выставке.

Символическое место

Здесь важна концепция – представить публике глубокую экспозицию, каждая часть которой будет играть на создание искомого зрителем целостного впечатления. Таковы были, например, вернисажи Савельева «Восхождение» в галерее современного искусства «Аврора» или «Ботаника» в зале искусств областной библиотеки имени А.М. Горького. Для последней художник выбрал исключительно натюрморты, в которых прослеживалась связь между познаваемым и непознанным, между эмоционально-чувственным началом и едва ли не научным. В этот раз Андрей Анатольевич тоже остановился на одном жанре, представив в Галерее имени Зверькова только пейзажи.

Надо сказать, что место выставки и фигура Ефрема Зверькова – специально или нет – оказались символически связанными с жизнью и творчеством автора представленных в музее работ. Во-первых, дело в том, что в здании на улице Крылова раньше располагались мастерские художников, и в одной из них работал Савельев. А во-вторых, в годы Великой Отечественной войны будущий классик отечественного искусства Ефрем Зверьков, живя в Твери, пользовался советами тверского живописца Константина Первухина. Семья Савельевых же состоит в родстве с Первухиными, так что у Андрея Анатольевича, которого тогда, впрочем, никто еще не называл по имени и отчеству, была прекрасная возможность посещать их дом, видеть картины Константина Сергеевича и Игоря Константиновича Первухиных. Сама атмосфера этого дома, участие в совместных пленэрах заложили прочный фундамент под желанием последовать их примеру и стать художником.

Савельев был способным учеником – один из лучших выпускников Тверского художественного училища имени А.Г. Венецианова, после его окончания сам встал за преподавательскую кафедру. Заслуженный художник РФ Михаил Маршумов вспоминает, что однажды, придя в аудиторию на просмотр студенческих работ, он посчитал картину своего ученика произведением, написанным в суриковском институте, – они имеются в фондах училища. Так что уже в самом начале своего творческого пути Савельев заявил о себе как о талантливом художнике.

Живописное поле экспериментов

Впрочем, по мнению искусствоведа Александры Смирновой, художник, несмотря на то, что его темпераментный пластический живописный язык сформировался довольно рано, до сих пор находится в процессе своего профессионального развития. Эта выставка показывает, насколько смело и мастерски он экспериментирует с разными видами техник, текстурами, с самим подходом к материалу. Это, признаться, редкая способность – отказаться от прежде освоенных приемов и попробовать пойти по еще неизвестному пути. У Савельева часто очень узнаваемый ландшафт приобретает подчеркнуто формальное построение. Вероятнее всего, художник, выбирая ту или иную манеру исполнения работы, ориентируется прежде всего на натуру, которая не обманет, а подскажет. Не случайно же Афанасий Фет советовал: «Учись у них – у дуба, у березы».

Андрей Савельев, что хорошо показывают его работы, идет от самой природы, давно ставшей его главной и бессменной моделью, и тактично следует ей. Состояние природы, и это давно признано специалистами, живописец передает превосходно: он тонко чувствует ритмопластический мотив и уже, исходя из этого, реализует в материале свои впечатления. Он успешно, грамотно и точно организует плоскость картины, всю композицию. Она никогда не является случайной, всегда продуманна, динамична, что весьма способствует успеху картины и ее адекватному восприятию зрителем. Это качество, быть может, с большей очевидностью проявляется в тех пейзажах, в которых как бы ничего не происходит, которые отмечены известным «затишьем».

Движение здесь создает сама композиция. И уже видишь, как улица приходит в движение, как колеблется вода на реке Тьме («Тьма. Большая вода»), как напряжен сам воздух (триптих «Состояния»). Природа в понимании Савельева обладает огромной эстетической значимостью, колоссальной мощью, освоению которой способствует художник. Живопись как визуальное искусство призвана наладить диалог между природой и человеком, взаимоотношения которых имеют неутилитарный характер, а основаны прежде всего на эмоциях.

Они мимолетны и могут меняться так же быстро, как и природные состояния. Именно поэтому художник, как правило, работает быстро, часто основу картины или даже всю картину он прописывает за один сеанс, прямо на пленэре, многие его крупноформатные произведения начинались именно как этюды. Это создает в полотнах эффект легкого дыхания. «Если работать долго, то исчезает свежесть восприятия, появляется излишняя детализация, что почти всегда не идет на пользу, и уходит что-то важное», – считает Андрей Савельев, не случайно отдавший отдельный зал выставки именно этюдам. С них все начинается, и никто не знает, даже сам художник, вырастут ли они в законченные пейзажи или так и останутся этюдами. Впрочем, даже они у Савельева исполнены как полноценные работы.
Досье «ТЖ»

Андрей Савельев, член Союза художников России, живописец, окончил Тверское художественное училище имени А.Г. Венецианова, участник городских, региональных и всероссийских художественных выставок с 1984 года, с 1991-го – преподаватель Тверского художественного училища (колледжа) имени А.Г. Венецианова. Член правления, председатель живописной комиссии, выставочного и экспозиционного комитетов Тверского отделения Союза художников России. Награжден почетными грамотами губернатора Тверской области и Министерства культуры РФ, лауреат премии губернатора Тверской области, почетный работник культуры и искусства Тверской области.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
 
По теме
28 марта Детский музейный центр Тверского краеведческого музея принял участие в семинаре по организации работы инклюзивной творческой мастерской.
Фото: Правительство Тверской области 28 марта на заседании Правительства Тверской области , которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
28 марта на заседании Правительства Тверской области, которое провёл Губернатор Игорь Руденя, выделены средства на поддержку сельских учреждений культуры и их работников,
27 марта Сотрудники Отдела природы Тверского государственного объедиенного музея Константин Макаров и Татьяна Палкова приняли участие в работе в составе жюри областного конкурса творческих работ,
В Твери иномарка сбила 23-летнюю девушку - ГТРК Пострадавшая с тяжёлыми травмами была госпитализирована в медучреждение. Авария произошла на улице Советской рядом с Тверским краеведческим музеем днём 27 марта.
ГТРК
IMG 7619 - Газета Авангард 22 марта в зале совещаний администрации округа состоялось внеочередное заседание Думы Западнодвинского муниципального округа.
Газета Авангард
Новости Твери, 26 марта. — Она уже сдавливала внутренние органы. Фото: ГКБ №6, Тверь; pxhere.com Хирурги ГБУЗ ГКБ №6 в Твери удалили у пациентки 30-сантиметровую доброкачественную опухоль (липому).
Афанасий-биржа