Дорогами странствующего богомольца

Дорогами странствующего богомольца - http://st-vestnik.ru/
ВАлаам. Белый скит - http://st-vestnik.ru/
Верещагин. Киево-Печерская Лавра - http://st-vestnik.ru/
Антоний и Феодосий Печерские - http://st-vestnik.ru/
Соловки. Вид из бухты Благополучия - http://st-vestnik.ru/
Овсянников. Спасо-Преображенский монастырь, Соловки - http://st-vestnik.ru/
Литография 1859 года. Вход в Ближние пещеры - http://st-vestnik.ru/
Валаамский монастырь, южная сторона - http://st-vestnik.ru/
Фото: img.st-vestnik.ru

  • К 225-летию нашего земляка Валаамского игумена Дамаскина
  • Продолжение
  • С годами в сознании Дамиана все настойчивее заявляла о себе потребность в поиске ответов на духовные вопросы: о цели и смысле жизни, о своем предназначении и месте в ней; о том, как совместить потребное душе служение ближнему со столь желанными сердцу трудами и молитвами во славу Божию? Конечно, и здесь, в родной деревне, с их приходским храмом, что живописно белеется над соседним селом, для этого все вроде бы есть, но…

    Видный парень «на выданье», полный сил, надежд и природных дарований, а тут – эта болезненная хромота. И вот он уже – не исправный работник, не завидный жених, не опора родителю в старости. Но главное, — что дух молодого Дамиана, ищущий высшей жизни, сперва потаенно, трепетно, а затем — все более смело и требовательно устремляется к поиску небесной истины, любви и красоты. И это тяготение к небу, продиктованное избраннику гласом Божиим, звучит в нем теперь и как цель, и как смысл, и как святое вдохновение жизни!

    Будучи 20 лет от роду, Дамиан принимает судьбоносное для себя решение: испросив отцовского благословения и превозмогая боль в ноге, в надежде на исцеление как чудо Божие, отправиться за тысячу верст по святым местам — в Киев — «мать городов русских (в 882-1243 гг. – столица Древней Руси)», где многие «сирые и убогие», как поговаривали знающие старики (а среди них, быть может, — и многомудрый репинский дед Артемий), по молитвам и вере своей получали утешение, вразумление и укрепление на «стезях праведных».

    Но как пойти на богомолье за более чем тысячу верст с больной ногой?! Дерзновенный, он отваживается на этот шаг, ибо истово верит, что все в милосердных руках Божиих! В тайне души надеясь на исцеление, он также не сомневался в том, что и сам должен действовать: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

    Не следует искать имени Дамиана Кононова в 7-й Ревизской сказке по Старицкому уезду за 1816 год. Его там нет. Попрощавшись с отцом, братьями и сестрами (родимая матушка почила еще в 1812 году и была упокоена близ приходского храма на старом мичковском погосте), он вместе с другими благочестивыми односельчанами-паломниками шел в сторону Киева.

    К тому времени Дамиан уже успел побывать во многих церквях окрестных сел и города Старицы. Не раз возносил он молитвы у древних монастырских икон и гробницы своего великого святого земляка — первого Патриарха Московского и всея Руси Иова (+1607), чьи мощи до 1652 года покоились в Старицком Свято-Успенском мужском монастыре, а 5 апреля того же года были перенесены в Московский Кремль.

    В ту пору паломничество, не только ближнее, но и дальнее, было достаточно распространено среди земляков Дамиана. Бывали случаи, когда мичковские прихожане даже пополняли число братии зарубежных православных монастырей. Так, уроженец села Мичкова Флегонт Лебедев, став иеродиаконом Пантелеимоновского мужского монастыря, что на горе Афон (Греция), позже не раз жертвовал иконы для своего приходского Борисоглебского храма.

    За особую честь мичковские прихожане почитали побывать на богомолье в Троице-Сергиевой Лавре, в Киево-Печерском монастыре, в Соловецкой и Валаамской обителях, в Оптиной пустыни… Ходили они на поклонение тверским, петербургским и московским чудотворным иконам, к нетленным святым мощам, а также – за советом, поддержкой и благословением известных духовников и старцев.

    В те времена считалось, что приход богомольцев и странников в любой дом освящает его. Здесь они находили ночлег. Христолюбивые хозяева угощали их «чем Бог послал», а за столом расспрашивали: где те бывали и куда хаживали? Что видели и куда путь держат? Прощаясь, — просили помолиться за свои грешные души во святых обителях пред чудотворными образ а ми и давали хранимую для такого случая, завернутую в тряпицу копеечку — «на свечу».

    За всяким странником, как считалось тогда, мог стоять Сам Христос или Его посланники, а потому, принимая странников-богомольцев в своем доме, люди вполне допускали, что могли принимать Самого Христа.

    К ПЕЩЕРАМ КИЕВСКИМ

    Особым почитанием пользовалась Киево-Печерская Лавра, где в Дальних и Ближних пещерах со времен их основания и доныне явно и тайно покоятся святые мощи великих отцов русского Православия: преподобных Антония и Феодосия Печерских; Нестора Летописца; святого Алипия, иконописца Печерского; черноризца Илии, прозванного Муромцем; многих игуменов Печерских и других подвижников и угодников Божиих.

    Мичковские паломники спешили на горы Киевские, в те места, откуда, по словам преподобного Нестора — автора «Повести временны́х лет», «есть пошла Русская земля». Именно там, по преданию, «стояли священные стопы́» апостола Андрея Первозванного — просветителя Руси.

    Как вспоминал впоследствии игумен Дамаскин, уже по дороге в Киев произошло чудо: «боль в его ноге утихла и целую тысячу верст пути не давала о себе знать».

    Взойдя на холм, на котором когда-то апостол Андрей водрузил «крест искупления», а теперь высился благолепный храм ап. Андрея Первозванного, изумленные мичковские паломники стали свидетелями чудеснейшей панорамы. Их взору открылась дивная громада Святой Софии, названной «светлым венцом Ярослава»; золотые купола Михайловской обители; Андреевский водоем, куда стекала живая вода ключа, заструившегося некогда из-под креста апостола Андрея; поросшие зеленью холмы с белыми мазанками и величаво-неторопливый здесь Днепр.

    И хотя любовались паломники красотами старого Киева вместе, но молились каждый о своем. Были среди них и те, кто, подобно юному Дамиану, стремился прикоснуться к первоистокам Православия на Руси, обрести свой путь ко спасению.

    С глубоким благоговением обозрел Дамиан святыни киево-печерские, приложился к нетленным мощам отцов-основателей русского монашества. Тут получали исцеление страждущие и укреплялся дух в том нуждающихся. Чудесной оказалась встреча со святыми киево-печерскими старцами, пребывающими здесь в мощах, и для Дамиана: по его более позднему признанию, «нога его исцелилась совершенно» и только в глубокой старости боль вновь дала о себе знать.

    На обратном пути благодарный богомолец нередко вспоминал житие и великие подвиги преподобного Феодосия Печерского – второго русского старца и «законодателя русского монашества». Став игуменом, сей великий подвижник, человек кроткий, сердечный, прозорливый и деятельный, проявил чудеса организаторского таланта. А слава о его аскетических подвигах привлекла множество иноков в печерскую обитель. Здесь святой ввел строгий Студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. Построил новую церковь и кельи.

    Даже в сане игумена преподобный Феодосий исполнял самые трудные послушания. Вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проводил в молитве без сна. Во время Великого поста удалялся в пещеру, что была ископана им неподалеку, «где подвизался, никем не зримый». Подвижник носил жесткую власяницу, надетую прямо на тело… Так что никто не узнавал в этом нищем всеми почитаемого старца-игумена.

    Житие преподобного Феодосия, составленное его учеником – Нестором Летописцем через 30 с небольшим лет после его преставления, стало одним из любимейших чтений русского народа и, несомненно, еще ранее было известно ревностному по Бозе Дамиану.

    Воодушевленный и исцелившийся, вернулся Дамиан в родную деревню и, погостив совсем недолго в отчем доме, благословившись, отправился в новое паломничество – в сторону земель северных.

     

    НА СОЛОВКИ

    На сей раз он шел уже один, имея твердое намерение посвятить себя монашеской жизни и отыскать наиболее подходящий для себя монастырь. И вновь Дамиан преодолел тысячи верст!

    Северный форпост Православия – беломорские Соловки – место незримого присутствия святых Зосимы и Савватия – основателей и небесных покровителей этого уединенного островного монастыря, возведенного поистине нечеловеческими усилиями в жестких условиях Крайнего Севера. Всё здесь проникнуто духом величия аскетического подвига. Ни разу нога захватчика не ступала на священную землю обители со дня ее основания (30-е гг. XV в.).

    Странным и удивительным показалось Дамиану сочетание монашеской отрешенности от мира, суровости мрачного острога (где томились несчастные узники) и достижений технической мысли, порожденных крестьянской сметкой. С великим изумлением взирал он на монастырские храмы, братские корпуса, мосты и каналы, ухоженные сады и огороды, десятки производств со своими мастерскими и хозяйственными помещениями…, стараясь многое сохранить в своей гибкой памяти.

    Сколько там было мастеров! Резчики, столяры, сапожники, портные, гончары, коневоды, механики, садоводы и огородники, строители, архитекторы, иконописцы… В течение 8 месяцев в году отрезанный от остального мира Соловецкий монастырь практически ни в чем не нуждался. Этот творчески-созидательный и молитвенный опыт Соловков показался Дамиану примером, достойным подражания. Но вот острог…

    Многое из увиденного тогда в беломорском Соловецком монастыре воссоздаст он позже, творчески переосмыслив, и у себя на Валааме, став игуменом-строителем Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря, метко названного современниками «крестьянским царством».

    К ДУХОВНЫМ ТВЕРДЫНЯМ ЛАДОЖСКИМ.  АНДРУСОВСКАЯ ПУСТЫНЬ

    Продолжая свой путь, посетил он также Андрусовскую пустынь, в которой, по его признанию, и прослышал о Валааме. Тогдашняя небольшая Андрусова пустынь на берегу Ладожского озера, основанная в сер. XVI в. преподобным Адрианом Андрусовским, была интересна прежде всего историей жития самого прп. Адриана (в миру – боярин Андрей Завалишин). Этот святой жил во времена правления 3-х русских царей – Ивана III, Василия Ивановича и Ивана IV (Грозного). Ученик и духовный сын прп. Александра Свирского, Адриан, приняв монашеские обеты, более 10 лет подвизался на Валааме, а затем – уединился на Олонецком берегу, где выстроил себе скромную хижину, вокруг которой вскоре и возник мужской Никольский монастырь.

    В августе 1549 г., чудесным образом став крестным отцом дочери Иоанна Грозного – Анастасии, Адриан на обратном пути в обитель был убит местными крестьянами-разбойниками, надеявшимися найти у праведника богатые царские дары. Лишь 2 года спустя он, дотоле непогребенный, явился во сне некоторым из братий, указав точное место своей гибели. 17 мая 1551 г. нетленное тело праведника было предано земле у северной стены Никольского храма основанного им монастыря. В 1828 г. мощи прп. Адриана перенесли в новый соборный храм, а на месте убийства святого был сооружен деревянный крест.

    Неисповедимы пути Господни! Мог ли тогда предположить молодой Дамиан, что уже много позже сам составит наиболее полное описание истории Андрусовской пустыни, которую и будет опекать как приписную с 1814 г. к Валаамскому монастырю.

    Пока же молодой и полный надежд «очарованный странник» с изумлением слушает рассказы андрусовского иеромонаха Исаакия, иеродиакона Ираклия и послушника Василия о святости и красоте дивного Валаама и возгорается желанием встречи с ним.

    НА ВАЛААМ

    И вот ревностный богомолец уже т о рит дорогу на Валаам. Идти в одиночку теперь для него не составляет труда. Молчаливость, довольство малым, неприхотливость в еде; постоянное чтение известных ему молитв — дело привычное. Не раз получал он помощь и поддержку от совсем незнакомых ему людей, ведь странноприимство, — как уже отмечалось выше, — было тогда в русских традициях.

    Дамиан полюбил Валаам и святую Валаамскую обитель с первого взгляда и до конца своих дней. Окончательный выбор был сделан! Но предстоял еще очень непростой разговор с престарелым отцом, с родными. Так что, погостив здесь несколько дней (как предписано монастырским уставом), он вновь отправился в свои Репенки, попутно посетив остров Коневец (место подвигов прп. Арсения, Коневского чудотворца) и город Тихвин, где побывал на празднике Тихвинской иконы Божией Матери – великой заступницы Русских северных земель. А едва вернувшись домой, — снова заторопился на Валаам.

    И еще одно знаковое в его жизни событие: неподалеку от Валаама встретил Дамиан двух весьма почитаемых старцев — схимонаха Феодора, ученика прп. Паисия Величковского, и иеромонаха Леонида (в схиме Лев (Наголкин), что ныне прославлен в соборе Оптинских старцев), возвращавшихся в Александро-Свирский монастырь. «Старцы низко поклонились ему до земли, уже тогда прозревая в нем человека необыкновенного».

  • Николай и Наталья МИНИНЫ.
  • (Продолжение следует).

  •  
    По теме
    Апостольская вера - Тверская епархия 31 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, Церковь чтит память святых отцов I-го Вселенского собора.

    31.05.2020
    И вознёсся крест над селом… - Газета Старицкий Вестник 28 мая, в праздник Вознесения Господня, в деревне Гурьево Старицкого района произошло прямо-таки чудесное событие.

    30.05.2020
     
    Онлайн-встреча молодежного клуба «Фавор» - Тверская епархия Онлайн-встреча Православного Молодежного клуба «Фавор» при Преображенском соборе г. Кимры прошла 26 мая 2020 г. за чтением и обсуждением Священного Писания.

    29.05.2020
    Настоятель монастыря в Тверской области снял игровой фильм, который будет представлен на «Кинотавре» - Тверские ведомости Фото: Влад Поликарпов Фильм «Беседа» - это фильм-притча, основанный на реальном историческом эпизоде 1905 года, - встрече великой княгини Елизаветы Федоровны с революционером Иваном Каляевым – убийцей ее мужа,

    29.05.2020
     
    «С чего начинается Родина» - Тверская епархия Традиционно в Старицком Свято-Успенском монастыре в день памяти учителей словенских Кирилла и Мефодия и День славянской письменности и культуры проходит ряд праздничных мероприятий.

    29.05.2020
     
    Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе - Лихославльское благочиние Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви.

    29.05.2020
     
    К вечной жизни - Тверская епархия 28 мая Святая Церковь вспоминает событие Вознесения Господня. Вознесение Иисуса Христа на Небо открывает для всех верующих в Него путь к Небу, к вечной жизни в Царство Небесное, подобно тому,

    28.05.2020
     
    День славянской письменности - Администрация района Ежегодно 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей славян, создателей славянской азбуки.

    27.05.2020
    Апостольская вера - Тверская епархия 31 мая, в Неделю 7-ю по Пасхе, Церковь чтит память святых отцов I-го Вселенского собора.
    Тверская епархия
    31.05.2020
    И вознёсся крест над селом… - Газета Старицкий Вестник 28 мая, в праздник Вознесения Господня, в деревне Гурьево Старицкого района произошло прямо-таки чудесное событие.
    Газета Старицкий Вестник
    30.05.2020
    Фото: Влад Поликарпов Фильм «Беседа» - это фильм-притча, основанный на реальном историческом эпизоде 1905 года, - встрече великой княгини Елизаветы Федоровны с революционером Иваном Каляевым – убийцей ее мужа,
    29.05.2020 Тверские ведомости
    В Твери трехлетняя девочка выпала из окна - Афанасий-биржа Следователи проводят проверку по факту происшествия. Сообщение об инциденте поступило в следственный отдел регионального СК России вечером 31 мая 2020 года.
    Афанасий-биржа
    01.06.2020
    Благодарим Вас, Галина Владиславовна! - Газета Старицкий Вестник Мы убедились, что развитие наших детей не останавливается! …Коронавирус, пандемия, самоизоляция, карантин — эти новые понятия плотно вошли в нашу жизнь за небольшой промежуток времени, их сейчас знает каждый ребёнок.
    Газета Старицкий Вестник
    01.06.2020
    Дети – это будущее России, - Вышневолоцкий район Первый день лета во многих странах отмечается Международный день детей (Международный день защиты детей), который является  одним из самых старых международных праздников.
    Вышневолоцкий район
    01.06.2020
    По информации регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции в Тверской области подтверждено 46 новых случаев коронавирусной инфекции.
    01.06.2020 Газета Старицкий Вестник
    К Международному Дню защиты детей - Областная картинная галерея Дети — это взгляды глазок боязливых,  Ножек шаловливых по паркету стук,  Дети — это солнце в пасмурных мотивах,  Целый мир гипотез радостных наук.
    Областная картинная галерея
    01.06.2020
    В Центре дополнительного образования подведены итоги муниципального конкурса рисунков «Детство — это я и ты!», посвященного Международному дню защиты детей.
    Газета Старицкий Вестник
    01.06.2020
    В Твери трехлетняя девочка выпала из окна - Афанасий-биржа Следователи проводят проверку по факту происшествия. Сообщение об инциденте поступило в следственный отдел регионального СК России вечером 31 мая 2020 года.
    Афанасий-биржа
    01.06.2020
    Федеральное правительство приняло постановление о продлении срока приема заявок на участие в четвертом Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях
    Министерство ЖКХ
    01.06.2020
    Такая цифра была озвучена 28 мая на заседании коллегии Управления Росреестра по Тверской области, в ходе которого обсуждались итоги работы ведомства за 1 квартал 2020 года,
    01.06.2020 Лихославльский район
    На мосту через ручей на улице Троицкой в Кимрах провалился асфальт. Провал асфальта, который образовался в Кимрах на улице Троицкой, ликвидируют уже сегодня, 30 мая, к вечеру.
    30.05.2020 Афанасий-биржа