А не замахнуться ли нам на?.. Наверное, только с таким вызовом себе можно взяться за постановку «Мастера и Маргариты». Что и сделал режиссёр Александр Павлишин. Публика шла на премьеру с разным настроем: кто любит Тверской театр драмы во всех его проявлениях – с радостным нетерпением, кто с трепетом относится к творчеству Михаила Афанасьевича, и, в частности, к этому роману – с осторожным опасением. Произведение, создание которого началось почти 100 лет назад, продолжает волновать читателя-зрителя. Его интерпретаций и на театральной сцене, и на экранах большое количество. Каждая новая обязательно вызывает бурную реакцию. Дух булгаковщины адекватно передать сложно, тут требуется особое мастерство.
Кстати, на той же сцене в этом году уже разворачивалась история Мастера и Маргариты, которую рассказывал Приморский театр из Владивостока. Тогда, по горячим следам нового фильма Михаила Локшина, в котором все увидели настоящего Воланда в воплощении Аугуста Диля, гастрольный консультант не впечатлил, бледноват показался.
Но вот выходит тверской мессир в исполнении Тараса Кузьмина – и тоже оказывается настоящим. В нем столько надмирности, уверенности, мудрости, юмора, вальяжности, снисходительности и пренебрежительности, что веришь: власть его велика.
Тема власти – одна из ведущих в романе. И в спектакле. Она вступает в противоречие с понятием свободы и выразительно раскрывается в сценах с Понтием Пилатом, с Воландом, играющим советскими гражданами, с Мастером, пишущим не о том, что надо, с Маргаритой, делающей свой выбор.
«В белом плаще с кровавым подбоем» Понтий Пилат в исполнении Вячеслава Хархоты не только по статусу, но и по эмоциональному заряду действительно становится ведущим в пьесе. Прокуратор живой, искренний. Если он мучается от головной боли, глядя на него, тоже хочется зажмуриться. Если он мучается от того, что вынужден приговорить к смерти безобидного философа, ему даже сочувствуешь. Облеченный властью человек, мнящий, что он вершит судьбы и обрезает нити жизни, не свободен. Мятущийся Пилат проигрывает в разговоре с непреклонным первосвященником Иудеи Каифой (Борис Михня), уверенным, какое зло необходимо уничтожить.
Истерзанный Иешуа (Андрей Смирнов), в рваных одеждах и кровоподтеках, отправляемый на казнь, – полюс добра, воплощение внутренней свободы. Актеру удалось показать при физической слабости духовную силу своего персонажа. В нем тоже надмирность и мудрость, но принципиально другие. Вынужденный идти на Голгофу, он продолжает видеть вокруг себя добрых людей, любить и прощать их.
Всегда интересны, какими будут в очередной раз заглавные герои Булгакова. «Тверской» Мастер (Александр Курлов), судорожно пишущий на коленках свой роман, по типажу совпадает с персонажем. По исполнению же показался несколько механичным. В его резкости какая-то заученность. И нехватка замученности. А рядом – Она. В Маргарите (Юлия Бедарева) огня хоть отбавляй. Любящая женщина, отбросившая сомнения, – настоящая ведьма.
По соседству с ними живут совершенно другие персонажи, соответствующие духу времени. Их узнаваемо передали актеры Константин Василенко (нелепо-самоуверенный Миша Берлиоз) и Андрей Недельский (импульсивный поэт Иван Бездомный). Берлиоз таковым и остался, у него не было шансов на прозрение, ведь Аннушка уже купила масло. А вот Бездомный с иконкой и свечой проделал большой путь.
Свита Воланда колоритна: насмешливый Коровьёв(Сергей Грищенко), весельчак, то ли милашка, то ли наглец кот Бегемот (Никита Тарасов), томно-обольстительная Гелла (Дарья Плавинская), грубый, не любящий лишних слов Азазелло (Алексей Великотный).
В этой драме очень много комедии. Показательна в этом плане сцена Сеанса Черной магии. В ней зрители реально почувствовали себя участниками событий. На представлении, устроенном консультантом, из зала выходит возмущенный солидный мужчина, требуя нормальных чудес. Зря что ли он заплатил за билет. Зря другое – ни к чему было привлекать к себе внимание: тут же супруга и все остальные узнали, где он вчера вечером был, совсем не на работе. На зрителей обрушивается дождь из купюр, каждая с автографом кого-то из участников спектакля (отдельная работа – подписать столько «купюр»). С разных концов зала нетерпеливо направляются к сцене дамочки, желающие поменять свой наряд. В него же потом убегают, потеряв ослепительные платья, в нижнем белье, стыдливо прикрываясь.
А уж как демонически прозвучала душевная советская песня «Ну что сказать вам, москвичи». Неспешное ее исполнение Воландом позволило просмаковать момент.
Много было и дьявольщины. На это эффектно работали музыка, свет, костюмы, танцы. Здесь ожидаемая кульминация – бал Сатаны. Его ставил приглашенный хореограф уличных танцев Павел Зайцев. Шоу получилось. А Воланд опять удивил, на этот раз выдавая шаманские песни.
В целом спектакль удался. Яркий, зрелищный, с интересными актерскими работами, продуманным музыкальным и световым сопровождением. Многие узнали ту самую атмосферу романа – и это главное. Возможно, вторая часть была бы выразительнее, если ее подать компактнее. Ряд завершающих сцен показался несколько затянутым. Конечно, это субъективное мнение.
Интересным показалось разоблачение свиты мессира и превращение их в нормальных людей – они отправились в зал, и теперь среди нас.
Торжественность ухода Мастера и Маргариты в ослепительный свет и покой несколько снижается Воландом, который, морщась, корректирует музыку – не ту, мол, подобрали для сего момента. И опять: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Благо у тверских любителей театра есть возможность смотреть и пересматривать историю Мастера и Маргариты. Следующий ее показ – 31 января.
Возрастное ограничение: 16+.
Татьяна Иванченко, фото Олега Метлина
Источник: Газета Вся Тверь
13.12.2024 16:18