О русском народном танце написано немало книг и научных трудов. Трудно точно сказать, когда обрядовые пляски наших предков перешли в средство самовыражения, действо скорее развлекательное, массовое, круг, куда лихие танцоры приходили «людей посмотреть и себя показать». А затем настала эпоха, когда русский народный танец покорил мировые сцены. Не обошла эта история стороной Тверскую область и нашу Старицу.
ДОЛГИЙ ПУТЬ ХОРОВОДА
В 30-е годы прошлого века в молодом советском государстве родилась идея культпросвета, популяризации народного творчества. В сельских «красных избах» и клубах появлялись самодеятельные театры, где ставились пьесы авторов из народа, а русские хоры, хороводы и переплясы вышли на большую сцену — как пролетарское «Нате!» классическому императорскому балету и опере.
В 60-е годы на весь мир прославились Государственный академический ансамбль народного танца Игоря Моисеева и Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка». В тесном сплаве отечественного фольклора и профессиональных приемов классического танца родился тот универсальный стиль, язык, понятный каждому, не только рожденному в России. Не случайно зрители говорят: «Да, это Россия, это русский хоровод, русская зажигательная пляска».
В клубах, Домах культуры СССР открывались танцевальные студии и коллективы, где в меру своих сил и умений руководители и артисты воплощали стиль и дух русского народного искусства. В Торжке одним из таких коллективов стал народный ансамбль песни и танца «Ленок», дебютировавший в 1960 году на ВДНХ в Москве, позже известный по всей Российской Федерации, выступавший на одной сцене с «Берёзкой».
«Художественным руководителем хора стал молодой преподаватель педучилища Геннадий Георгиевич Малышев, а балетмейстером — Георгий Александрович Гангесов, имевший большой опыт работы в художественной самодеятельности. Эти два человека, влюбленные в своё дело, на долгие годы определили высокую планку в творчестве коллектива», — гласит летопись «Ленка». Свою искру и талант в постановки вложила также уроженка Твери, народная артистка СССР, балетмейстер и педагог, знаменитая Татьяна Устинова.
«Ленок» и поныне живет и здравствует, но главные наработки и традиции Гангесова и Устиновой в свое время подхватил торжокский коллектив «Русская песня». Отголосок этой песни долетел теперь и до нашего города.
ТОРЖОК И СТАРИЦА
Именно «гангесовские» наработки и привезла в наш город, в наш Дом культуры Елена Дижурнова, профессиональный хореограф, влюбленный в русский танец. Родом она из Торжка, начинала свою сценическую деятельность в тамошнем Доме культуры, в «Русской песне».
— Елена, как судьба привела Вас в Старицу?
— Мои корни из Ржева. Ржевский район, деревня Лазарево. Мои бабушка, прабабушка, вся линия моя материнская оттуда. Во время Великой Отечественной войны после снятия блокады Ржева все они пошли пешком в Торжок через Луковниково. Получается, что я двигаюсь обратно — из Торжка в сторону Ржева через Старицу.
Лет пять назад я сюда приехала впервые как турист. Увидела, что город развивается. Зашла в храм Параскевы Пятницы, где был открыт маленький придельчик, буквально метр на метр. Я влюбилась в это место, поняла, что редко где чувствую себя так хорошо.
И буквально год назад мы вновь сюда приехали, и я была поражена, как изменился город в лучшую, конечно, сторону. По сравнению с впечатлениями от других моих путешествий я почувствовала динамику — очень мощную для такого, казалось бы, небольшого городка.
Еще предыстория. В 2020 году я поступила в Тверской колледж культуры, где познакомилась с Ириной Михайловной Баташовой, которая работает в Старицком ДК. Она стала моей одногруппницей. И вот так завязалось: учеба, работа, общение плюс любовь к Старице. И теперь я живу здесь на постоянной основе, работаю в Доме культуры.
— И теперь Вы наш хореограф…
— По диплому я менеджер социокультурной деятельности — по сути культорганизатор. Но прошла дополнительные курсы и работаю хореографом.
Хореографией я занимаюсь всю жизнь, лет с семи, наверное. В школе-гимназии, где я училась, она у нас была с 1 по 7 класс обязательным предметом — классический и эстрадный танец. Преподаватель был замечательный, Елена Николаевна Симаева (она работает и по сей день при Торжокском Доме культуры ведет образцовую студию «Гармония»). Елена Николаевна привила мне любовь к танцу, я загорелась, хотелось продолжать.
В 7 классе к нам в школу пришли супруги Ивановы – Лидия Алексеевна и Евгений Георгиевич. Они рассказали, что они хореографы, преподаватели, у них свой ансамбль, и пригласили всех желающих заниматься народным танцем, причем бесплатно (все остальные студии были платными). Сначала я пришла в «Ленок», прошла там одно занятие, поняла, что… не мое, хотя ансамбль великолепный. И влилась в коллектив «Русская песня», где занималась под руководством Лидии Алексеевны Ивановой. Замечательные люди, и с 13 лет я с ними вместе. «Русская песня» — это старый состав ансамбля «Ленок» и все настоящие традиции хранятся в ней.
СТАРИЦА И «СТАРИЧАНКА»
— Елена, когда Вы перебирались в наш город, у Вас уже были творческие планы: создать студию, заниматься с ребятами?
— При поступлении в колледж культуры в голове у меня были только танцы. Я и поступила в колледж только потому, что хотела стать хореографом, но на данном направлении не было заочного отделения. Для того чтобы потом пройти переподготовку, я получила культурное образование.
С танцем был связан весь период моего обучения. Я уже знала, что создам коллектив, а все педагоги знали (и я этого не скрывала), что танец мое всё.
И приступила к созданию проекта, который помог бы возродить старый хореографический коллектив. Тот, который жил по заветам и трудам Георгия Гангесова, в котором я нашла себя. Но преподаватель объявила сразу: «Делай свой проект, под свой коллектив». И я разрабатывала параллельно две идеи. Одну из них — по истории танца — я защитила в дипломной работе. А со второй приехала в Старицу. Осенью 2023 года было объявлено об открытии студии «Старичанка». Пробуем, работаем. Результат мне пока нравится.
— Сколько пришло к Вам участников?
— Изначально мы рассчитывали примерно на 40 человек по наполняемости группы 10 человек. На это количество мы сейчас и вышли. Не все идеи воплотились, к примеру, мы ждали больше студентов Старицкого колледжа, но не сложилось. Зато через месяц пришли к нам две девочки, которые оправдали все ожидания. Сейчас они самые активные и перспективные. Ходят и на свои часы, и на дополнительные, я вижу, что это им действительно надо, я готова в них вкладываться, поскольку чувствую отдачу и желание двигаться дальше.
В порядке эксперимента мы взяли группу с пяти лет, основная младшая группа — с семи лет.
— Каков главный «костяк» Вашего коллектива?
— Это интересная история. Мы, в основном, рассчитывали на детей. Но неожиданно составилась большая группа взрослых — от 18 лет до… бесконечности, как я это называю. Обожаю эту группу, все разные, но у всех голова на плечах, все понимают, что пришли в первую очередь для себя. Им хочется заниматься, причем они не рвутся сразу на сцену, в отличие от детей, которые имеют амбиции и очень хотят себя показать.
Сформировался небольшой актив: две девочки-студентки, двое взрослых и двое подростков. Все из разных групп, но сплотились и ездят на гастроли дружной командой. Для них были созданы постановки, с которыми «Старичанка» впервые вышла на сцену.
А теперь мы регулярно выступаем в Старице, побывали на «Троицких гуляниях» в Василеве… Это огромный опыт и масса впечатлений!
— Какие любимые постановки у Вас и у Ваших учеников?
— Вернемся к началу нашей беседы, к самой для меня, наверное, горькой теме. Это Ржев, Ржевский район, деревня Лазарево…Моя прабабушка, которая осталась вдовой. Бабушка по другой линии тоже овдовела. Из этих трагических событий, из переживаний и родился «Вдовий танец», который впервые был представлен в Старице на концерте в честь Дня Победы – тяжелая и пронзительная композиция. Это моя история, история моей семьи. С Ириной Михайловной мы месяц ее вынашивали.
Но перейдем на позитив. У нас есть лирический девичий танец, который я очень люблю — с платочками, живой и нежный, с красивым рисунком. Это такое хореографическое эстетство старой школы плюс мои личные наработки. Девушки тоже очень любят этот танец, наслаждаются медитативным процессом кружения по сцене с платками. Это самая для них пока несложная и комфортная композиция, которая, надеюсь, нравится и зрителям.
Есть в нашем багаже еще одна забавная композиция для подростков — с валенком и платком. Сначала нашлась мелодия, я долго искала музыку. И как-то ночью, когда я задремала, вдруг проснулась, поняв: вот она, идея! Примерный рисунок танца у меня уже был, в него органично вписались платок и валенок… и все получилось!
ЖИЗНЬ И ТАНЕЦ
— Елена, похоже, народный танец переживает сейчас новое рождение?
— Когда я пришла в мир танца в конце девяностых — начале двухтысячных, к нам, народникам, относились… снисходительно; такое настроение царило и по всей стране. Среди подростков считалось, что это «не круто». В моде были латиноамериканские, бальные танцы, все, что ярко, красочно. Туда родители были готовы вкладывать деньги. А мы были «бесплатники», латающие дырки на костюмах. Но, на удивление, дети приходили и занимались, несмотря на то что основной коллектив был взрослый, тот самый «Ленок»; я застала самый сок, самую суть «Ленка», мощные гангесовские традиции.
А сейчас начался новый виток истории русского народного танца. Я никогда не видела, чтобы спрос на хореографов-народников был такой большой.
Раньше они были особо никому не интересны, существовали как бы по остаточному принципу, хотя учились и выпускались постоянно. В Москве в 2000-е я общалась с ребятами-народниками, которые уходили танцевать в ночные клубы, говоря: мы никому не нужны. Тогда на пике был гламур — стразы, блестки, пайетки…
Но вдруг я почувствовала перемены, веяния — сначала казаки, то есть возрождение казачества, его традиций. Затем стали появляться тут и там фольклорные коллективы – как грибы на полянке. И я поняла, что настал момент, когда тема народного творчества, что называется, «выстрелит». Над этим надо работать, погружаться в фольклор.
Есть течения «фолк», «постфолк», это нечто модернизированное, переработанное, похожее на эстраду. А у нас история обратная — от народно-сценического танца, появившегося в советское время, мы возвращаемся к корням, к первооснове. Мне это интересно — возвращаться в прошлое…
— …и брать оттуда все самое лучшее…
— И перерабатывать в меру моих сил и способностей для современного зрителя. История, культура нашей России интересна людям, именно данное направление сейчас получает внимание и поддержку.
Так что наш коллектив планирует жить, танцевать и развиваться!
Приглашаю всех желающих! Студия танца «Старичанка» ждет вас. Записаться к нам можно в Старицком Доме культуры или по телефону: 8-952-094-36-08.