Зрители почти год просили вернуть на сцену очень интересный спектакль – «Фрида.Memoria» (16+). И вот свершилось. Но теперь он звучит иначе.
Этот спектакль появился в репертуаре Тверского театра кукол три года назад. Режиссер-постановщик Чакчи Фросноккерс предложил оригинальное решение: на сцене – девять актрис, которые погружают зрителя в мир мексиканской художницы Фриды Кало, проживают историю удивительной женщины, показывают ее трагическую судьбу и невероятную силу духа. Несмотря на боль и страдания, она сохранила внутреннюю силу, восторженную любовь к жизни и обрела путь к бессмертию.
Интересна и история работы над спектаклем. Каждая из девяти актрис, рассказывающих эпизоды жизни художницы, выбрала свою Фриду. Восемь «черно-белых», как в хронике немого кино, играют события, повлиявшие на жизнь героини, и только одна, «цветная», показывает период бессмертия.
Уже на премьерных показах зрители были потрясены этой пронзительной историей. Но, так получилось, из-за перемен в актерском составе спектакль не шел больше года. Люди звонили в театр, писали в соцсетях, просили вернуть спектакль, и в сентябре режиссер приступил к его возрождению.
Как сказал Чакчи Фросноккерс, процесс восстановления спектакля шел очень интересно. Повторить его, сделать точь-в-точь таким, каким был, невозможно. Актрисы за этот год приобрели новый опыт, о котором они хотят говорить со зрителями, каждая внутренне изменилась, открыла что-то для себя в образе Фриды. Со сменой в актерском составе спектакль начинает звучать иначе.
Если в прежнем варианте акцент был сделан на возрастную Фриду, то с вводом новой актрисы становится неважно, сколько ей лет. Появляются иные интонации: когда молодая актриса играет человека, прожившего большую жизнь, включается та самая небытовая логика, в которой и поставлен весь спектакль.
– Интересный эксперимент, – говорит режиссер, – я очень доволен.
«Цветную» Фриду в новой версии спектакля играет актриса Валентина Дерко. Она пришла в Тверской театр кукол пять лет назад. Первой ее работой стала роль О-Цуру в сказке «Журавлиные перья». Вторым спектаклем, который поставил Чакчи в этом театре, стала для нее «Сказка о мертвой царевне».
– Мне повезло работать с таким режиссером: он верит в актера, дает знания, вселяет уверенность, что ты можешь все. И когда мне сказали про эту роль, я была спокойна, знала, что Чакчи не бросит меня. Очень поддержали меня и коллеги, актрисы, которые играли в этом спектакле, – рассказала Валентина.
Она говорит, что «ее» Фрида уже прожила жизнь, и все, что происходит на сцене, – воспоминания о событиях, сделавших ее личностью, в них она нашла силы, чтобы вытаскивать себя из разных ситуаций. Эта сила проявляется в цвете ее картин – трудно вообразить, что должно было произойти в жизни человека, чтобы он мог создавать такие шедевры.
«Цветная» Фрида наблюдает за «черно-белыми», перед ее глазами разворачивается лента всей ее жизни. Она смотрит со стороны, но, как говорит актриса, сама она – внутри действия, сопереживает, ловит их вибрации, дышит вместе с ними. Они – это ее воплощение в разные этапы жизни. От каждого события, которое с ней произошло, можно было сломаться, каждое фатально, и каждое испытывало ее на прочность. Ей никто не помог, каждый раз она спасала себя сама.
– Во время подготовки мы все погрузились в этот материал – смотрели видео, на которых запечатлена Фрида, читали все, что о ней написано – биографии, воспоминания, исследования, – рассказывает Валентина. – Наполненность этой личностью была максимальной. Когда актрисы выбирали для своей роли наиболее близкий эпизод ее жизни, меня особенно тронул момент, когда Фрида сказала: «Зачем мне ноги, когда есть крылья?».